Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Столинского райисполкома
Учреждение образования «Cтолинская государственная гимназия»
Консультация подростков с 15 лет до 18 лет и молодежи до 21 года по вопросам здорового образа жизни, профилактике табакокурения, пьянства и наркомании, вопросам репродуктивного здоровья, семейных отношений осуществляют врачи: педиатр, врач по медицинской профилактике, нарколог, психолог, при необходимости - перенаправление к специалистам УЗ «Столинская ЦРБ».
Принцип работы центра – Добровольность, Доброжелательность, Доверие, Диалог двух равных собеседников – юноши, девушки, молодой супружеской пары и врача.
Вы можете получить ответы на вопросы, которые касаются отношений между юношей и девушкой, отношений с родителями и друзьями, как избежать вредных привычек или избавиться от них, что делать, если предлагают наркотики, что такое ВИЧ/СПИД, как избежать инфекций, передающихся половым путем, как подобрать эффективное средство контрацепции и предупредить нежелательную беременность и на другие вопросы, касающиеся деторождения. При невозможности получить ответ у имеющихся специалистов, возможно перенаправление к специалистам УЗ «Столинская ЦРБ».
Анонимность и конфиденциальность будут соблюдены, нет необходимости называть свою настоящую фамилию, имя, Вы можете назваться любым именем или просто юношей или девушкой, указать свой возраст.
Прием ведут:
Врач психиатр-нарколог Буян Виктория Владимировна, кабинет № 17, 2-ой этаж поликлиники, предварительная запись для индивидуальных и групповых консультаций, среда 14.00-16.00. , тел. для предварительной записи 6-31-22.
Психолог Тропец Ирина Леонидовна, каб.№100, 1 этаж поликлиники, среда 14.00.- 16.00., тел. для предварительной записи +375-33-351-41-39
Врач по медицинской профилактике - Корчевский Григорий Иванович, каб. № 8, корпуса поликлиники, расположенного по ул. Гагарина, 3, согласование групповых консультаций с 9.00. до 13.00. с понедельника по пятницу по тел. 6-07-90, + 375-29- 227-96-87.
Педиатр – Мисюра Раиса Алексеевна, каб. № 8, корпуса поликлиники, расположенного по ул. Гагарина, 3, согласование групповых консультаций в четверг и пятницу с 9.00. до 13.00. по тел. 6-07-90, + 375-29- 525-84-96.
Работа Центра не подменяет работу
лечебно-диагностических подразделений УЗ «Столинская ЦРБ».
Почему возникают конфликты между родителями и детьми? Выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей:
1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.
Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:
• разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
• противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
опека и запреты во многих сферах жизни детей; повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.
3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:
• кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
• кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);
• кризис 6—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
• кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12—14 лет);
• подростковый кризис 15—17 лет (Д. Эльконин).
4. Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание. Упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.
Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:
• оптимальный тип отношений родителей и детей; потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;
• скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);
• скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;
• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;
• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;
• родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение — С. Годник).
Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой)
Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:
• реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
• реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
• реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).
По мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с детьми может способствовать следующее:
-всегда помнить об индивидуальности ребенка;
-учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
-стараться понять требования ребенка;
-помнить, что для перемен нужно время;
-противоречия воспринимать как факторы нормального развития; проявлять постоянство по отношению к ребенку; чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив; одобрять разные варианты конструктивного поведения; совместно искать выход путем перемены в ситуации; уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»; ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;
-дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;
-логически разъяснять возможности негативных последствий; расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений; использовать положительный пример других детей и родителей.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Олимпиады – трудная и ответственная пора в жизни учащихся. Вы знаете, как утомительны продолжительные занятия, большая умственная нагрузка, мышечное напряжение от однообразной позы. Чтобы сохранить здоровье, высокую работоспособность, предупредить утомление, необходимо соблюдать режим дня, режим занятий, отдыха, сна и питания. Один из главных принципов правильного питания – плотный полноценный завтрак. Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фрукты, зерновые и молочные продукты. Классическое средство для поддержания мозга, стимулирования умственной деятельности - глюкоза. Поэтому в рационе напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки.
Какие же продукты полезнее?
На столе должны быть: морская рыба и стручковая фасоль (в них содержится цинк, способствующий улучшению памяти). Богатые железом сухофрукты, зеленые овощи и обезжиренное мясо - повысят концентрацию внимания. Витамин С, содержащийся в цитрусовых, белокочанной капусте и томатах, помогут побороть стресс. А кальций, которым богаты молочные продукты, обеспечат нормальное функционирование нервной системы. Ограничьте количество чипсов - из-за высокого содержания в них жира, желудку на нервной почве будет сложно их переварить.
Напитки в помощь
Исследования показали, что дети, которые пьют больше воды, лучше сосредотачиваются, проще переваривают новую информацию и меньше страдают от головной боли. Напитков с большим содержанием сахара лучше избегать, так как из-за них уровень энергии падает сразу после того, как их выпьете.Не приучайте к кофеину (к чаю, кофе или кока-коле) занимаясь ночью.
ПРОДУКТЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ:
-бананы – содержат серотонин – природный антидепрессант.
-морковь, ананас, авокадо – особенно облегчают заучивание наизусть, за счет того, что стимулируют обмен веществ в мозге.
-капуста – снимает нервозность, т.к. снижает активность щитовидной железы;
-лимон – освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С.
- лук репчатый, креветки – помогают при умственном утомлении и психической усталости, увеличивают концентрацию внимания. Способствуют разжижению крови, улучшают снабжение мозга кислородом;
-орехи, рыба, творог, курага, зеленый чай – особенно хороши, если предстоит умственный «марафон». Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.
Экстренная психологическая помощь по Республике Беларусь:
Название города | Код | Номер телефона | Время работы |
Брестская область | |||
г. Брест | 80162 | 255727 | круглосуточно |
Витебская область | |||
г. Витебск | 80212 | 616060 | круглосуточно |
Гомельская область | |||
г. Гомель | 80232 | 315161 | круглосуточно |
Гродненская область | |||
г. Гродно | 80152 | 170 | круглосуточно |
г. Минск | |||
для взрослых | 8017 | 2904444 | круглосуточно |
для детей | 8017 | 2630303 | круглосуточно |
8-801-100-1611 | круглосуточно | ||
Минская область | |||
8017 | 2020401 | круглосуточно | |
8029 | 899-04-01 | круглосуточно | |
Могилевская область | |||
г. Могилев | 80222 | 473161 | круглосуточно |
В трудных жизненных ситуациях, когда кажется, что Вы находитесь в безвыходном положении звоните в службу экстренной психологической помощи «Телефон доверия»
Просвещение школьников Курс "Как стать успешным"
Профессиональный выбор: секреты выбора профессии (10-11 классы)
Задачи: познакомить учащихся с составляющими зрелого выбора; познакомить учащихся с понятием "профессиональный план"; научить учащихся избегать типичных ошибок при выборе профессии; показать учащимся пути получения профессии.
Составляющие зрелого выбора: информационная, мотивационно-ценностная и практическая готовность.
Юношеский возраст – возраст профессионального и личностного самоопределения. Эти два процесса взаимосвязаны. От того, насколько верно человек определится в том, кто он, какой он, кем он хочет и может быть, зависит его жизненный успех. Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям.
Ответить на вопрос "Кем быть?" фактически означает найти способ реализации собственного "Я". Однако на пути свободного поиска своего "Я" люди сталкиваются с разными неожиданностями, препятствиями и сложностями. Связано это, во-первых, с недостаточной информированностью о мире профессий, нехваткой знаний о самих профессиях (информационная составляющая); во-вторых, с отсутствием ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессией (мотивационно-ценностная составляющая); в третьих, с неумением учитывать свои возможности при выборе профессии, делать осознанный выбор и нести за него ответственность (практическая составляющая).
Таким образом, для того, чтобы сделать адекватный профессиональный выбор человек должен обладать информационной, ценностно-мотивационной и практической готовностью к нему.
2. Профессиональный план.
При составлении профессионального плана следует определить главную цель: чем заниматься, кем быть; объективно проанализировать и оценить свои возможности, т.е. провести проверку своего "Я" в различных видах деятельности.
Вам представлены широкие возможности попробовать свои силы, определить глубину и устойчивость личных интересов и склонностей, уточнить и развить свои способности, используя занятия на уроках, кружках, факультативах, в том числе и на нашем.
Возможен и другой путь поиска себя в профессии: активно собирать и обобщать информацию о различных профессиях и возможностях ее использования применительно к своим интересам и склонностям, способностям, состоянию здоровья и другим индивидуально-личностным качествам.
Таким образом, познавая профессии и самого себя, вы сможете выработать план, позволяющий осуществить профессиональные намерения.
При составлении профессионального плана полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Это значит определить, где, в каких учебных заведениях или на каком производстве вы сможете получить необходимое образование и специальность, наметить пути развития и изменения, совершенствования своих качеств с целью подготовки себя к избранной профессии.
Подобный план можно назвать программой профессионального самовоспитания, где должны найти отражение вопросы, связанные с тем, как укреплять свое здоровье, каким учебным предметам следует уделить особое внимание, какую специальную литературу изучать, какие пройти дополнительные профессиональные пробы и т.д.
Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать запасной вариант. Жизнь динамична и изменчива. На пути реализации поставленной задачи, цели могут возникать неожиданные препятствия: неудача на вступительных экзаменах в ВУЗ, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию; отсутствие материальных возможностей; переезд на другое место жительства и т.д.
В подобных случаях рекомендуется воспользоваться запасным вариантом профессионального плана, настойчиво вести поиск наиболее благоприятных условий, постоянно возвращаться к реализации намеченной перспективы.
Кроме этого профессиональный план схематично можно представить в виде трех составляющих: "ХОЧУ", "МОГУ", "НАДО".
3. Ошибки при выборе профессии.
Из огромного множества профессий выбрать одну, да еще такую, чтобы не было конфликта между "ХОЧУ", "МОГУ", "НАДО", довольно трудно. Велика вероятность ошибки.
Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы: незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии.
Незнание мира профессий. Одна из главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность и мире профессий. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными, что ведет к переоценке своей пригодности и ошибкам. Поэтому человек должен быть хорошо осведомлен о том, какие профессии существуют в обществе, много ли их, каковы объекты, цели, орудия, условия труда, требования, которые они предъявляют к способностям человека, особенностям его личности.
Например, чтобы стать хорошим монтажником аппаратуры, недостаточно умения читать электромонтажные схемы и чертежи. От кандидата на эту профессию требуются также высокая концентрация внимания, способность к его переключению, хорошая наглядно-образная память, устойчивая работоспособность при выполнении однообразной работы, чувство времени и ритма, острое зрение, линейный глазомер, быстрое зрительное восприятие, устойчивость руки и т.д.
Немало ошибок при выборе профессии связано с устаревшими представлениями о характере и условиях труда по конкретной профессии. Пример: профессия наладчика станков. До сих пор у многих эта профессия ассоциируется с образом шумного цеха, промасленной ветоши, грязными руками. Но теперь наладчики станков с программным управлением, регулирующие электронные устройства, пользуются в работе электронными измерительными приборами, стендовым оборудованием.
Кроме того, большинство профессий непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается совершенно новый характер труда.
Вот почему необходимо получить информацию, узнать все о современных профессиях.
А где можно получить информацию о профессиях? Прежде всего, на уроках в школе, из литературы, из средств массовой информации, по интернету. А самой главное существуют так называемые "Профессиограммы" (продемонстрировать).
Незнание себя – необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение). Незнание своего здоровья. А также неумение или нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии. На наших занятиях мы постараемся узнать о себе как можно больше и научимся пользоваться полученной информацией (пояснить с помощью примеров).
Незнание правил выбора профессии – отождествление учебного предмета с профессией; перенос своего отношения к человеку на профессию; выбор профессии "за компанию"; неумение определить пути получения профессии (пояснить с помощью примеров).
4. Пути получения профессии.
Не менее важно правильно определить пути получения профессии.
Если вы полностью обдумали свой выбор, взвесили все за и против, то попытайтесь проверить свое решение на практике. Вы можете поработать на стройке, на почте, на заводе. Вы можете просто походить на экскурсии и понаблюдать. Реальность или разочарует вас, или утвердит в правильности принятого решения.
Кроме этого необходимо знать систему учебных заведений, прежде всего, своего города.
Для этого существуют различные справочники, путеводители, рекламные буклеты.
Кроме этого большинство учебных заведений проводят сегодня не только подготовительные занятия для абитуриентов, но и так называемые "Дни открытых дверей", на которых рассказывают о специфике своего учебного заведения и знакомят возможных абитуриентов с преподавателями, условиями обучения, факультетами, специализациями и т.д.
Перед тем, как ты начнешь целенаправленно себя воспиты вать, проверь, что ты знаешь о себе. А главное, начни думать о себе, прислушайся к своим чувствам и желаниям и попытайся осознать их. Попробуй хотя бы иногда посмотреть на себя как бы со стороны - каким тебя могут увидеть люди, соответствует ли это тому, каким ты сам считаешь себя. Нарисуй схему:
Твое «Я» должно быть развитым и свободным, ты должен хорошо знать свои особенности и возможности, чтобы превратить их в полноценные достоинства собственной личности. Не уважая себя, не понимая себя, ты не сможешь ни понимать, ни уважать других людей.
| | | 1-я таблица | 2-я таблица |
Упр. | 9. | От 1 до 25 красные | нечетные | четные |
| | От 25 до 1 красные | четные | нечетные |
Упр. | 10. | От 1 до 25 синие | нечетные | четные |
| | От 25 до 1 синие | четные | нечетные |
Упр. | 11. | От 1 до 25 желтые | нечетные | четные |
| | От 25 до 1 желтые | четные | нечетные |
Упр. | 12. | От 1 до 25 зеленые | нечетные | четные |
| | От 25 до 1 зеленые | четные | нечетные |
• И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты и не хуже всех. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а родители будут ждать тебя и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись.
Памятка для учащихся: как готовится к олимпиаде
Олимпиада - всегда психологическое напряжение, стресс. И это нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но эмоциональное перенапряжение зачастую оказывает обратное действие.
Советы участникам олимпиад:
1. Нужно ставить перед собой цель, которая вам по силам. Не стоит бояться ошибок.Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
2. Необходимо заблаговременно ознакомиться с правилами и процедурой олимпиады, это снимет эффект неожиданности.
3. Начинай готовиться к олимпиаде заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
4. Если очень трудно собраться с мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
5. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.
Подготовка к олимпиаде требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Последние24 часа должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после40-50 минут занятий.
Питание должно быть 3-4разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи,молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад, полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай, но нельзя переедать. Соблюдайте режим сна и отдыха.
Рекомендации по заучиванию материала:
Заучиваемый материал рекомендуется повторять сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24часа. Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Как вести себя во время олимпиады:
1. Перед олимпиадой обязательно выспись.
2. Одежду,письменные принадлежности, «талисман» – приготовь заранее, в день перед олимпиадой. С собой обязательно должны быть: минимум 2 ручки, карандаш, точилка,стиральная резинка, носовой платок. Одежда должна быть спокойных тонов.
3. За день до тестирования постарайся ничего не учить. Если чего-то недоучил, лучше не пытайся. Дай отдохнуть организму.
4. Слушай преподавателя внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов.
5. Не торопись! Читай задание до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймёшь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам. Но помни, что время регламентировано, а тебе нужно сделать тест и заполнить бланк.
6. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдёшь в рабочий ритм.
7. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
8. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься интуиции!
9. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.