Рекомендации педагога-психолога

Рекомендации родителям по профилактике отклоняющегося поведения у детей и подростков

Ребенок не слушается
Старайтесь сдерживаться, не проявляйте бурных вспышек гнева, будьте терпеливее. Фиксируйте свои замечания ребенку в течение дня (когда, по какому поводу и в какой форме с последующим анализом). Проиграйте возникшую конфликтную ситуацию, поменявшись ролями (ребенок в роли родителя предлагает варианты решения). Чаще разговаривайте по душам: интересуйтесь, что хочется ребенку, чего ему не хватает в семье. Чаще хвалите и проявляйте понимание. Чаще создавайте ситуации успеха, где ребенок проявит свои лучшие стороны. Не упрекайте. Важно не только слышать, но и слушать своего ребенка. Любите ребенка таким, какой он есть. Не спешите в суждениях и выводах. Не приказывайте, а высказывайте свои требования в виде просьбы, пожелания. Действуйте согласно принципу «строгость + последовательность». Запретов должно быть немного, но их нарушение должно всегда сопровождаться наказанием. Иначе ребенок поймет, что правила — это нечто условное, поэтому выполнять их вовсе не обязательно. Записывайте определенные правила и вывешивайте их на видное место. Наказанный ребенок не должен сомневаться, что родители его любят. Обсуждайте поступки ребенка открыто, но на «языке любви». Не прибегайте к физическим наказаниям. Наказывая ребенка, объясните четко, в чем заключается его вина, для него это может быть не так очевидно как для вас. Проявляйте свое огорчение, показывайте, как вас расстроило поведение сына (дочери).


Ребенок уходит из дома
Поговорите с ребенком о том, что вы чувствуете в его отсутствие. Заключите с ребенком договор: если он уходит из дома, то вы лишаете его карманных денег и т. д. Поддерживайте контакт со специалистами. Создайте в семье спокойную, доброжелательную атмосферу. Придумывайте совместные семейные дела, проводите больше времени с ребенком. Проявляйте заинтересованность в общении с ребенком. Познакомьтесь со всеми друзьями ребенка и их семьями, запишите их адреса и телефоны. Если дети не дома, родители всегда должны знать, где и с кем они находятся и когда должны вернуться домой. Проанализируйте, с кем общается ваш ребенок; может, следует ограничить круг его общения. Расскажите ребенку о том, какие поступки противозаконны, и объясните, какие его поступки попадают под это определение. Объясните ребенку, что он не должен бояться сказать «нет!», если ему предлагают совершить подобные поступки. Узнайте в местном отделении милиции, действуют ли какие-либо молодежные группировки в вашем районе. Будьте добрыми и строгими. Постарайтесь понять, что движет ребенком при его уходе из дома. Содействуйте профессиональной ориентации своих детей, формированию у них смысла жизни.


Ребенок ворует
Воспитывайте моральные качества ребенка на собственном примере. Обсуждайте ситуации «глаза в глаза». Читайте и обсуждайте с ребенком литературные произведения (поступки героев). Объясните ребенку, в чем заключается его вина, кто пострадал от его поступка, как надо было вести себя в этой ситуации. Если вы заметили у ребенка наличие новой(ых) вещи(ей), поинтересуйтесь историей ее (их) появления. Если вы заметили, что из дома стали пропадать деньги и вещи, поговорите с ребенком, не спешите считать его объяснения ложью. Если у вас возникло обоснованное убеждение в том, что он ворует, выясните, не связано ли это с болезнью (клептоманией) или он действует, подчиняясь давлению сверстников. Ни в коем случае не изолируйте сына (дочь) от послушных детей. Не забывайте, что каждый ребенок должен иметь шанс на исправление ошибки. Побеседуйте с ребенком, спросите, что ему хочется, чего не хватает, проанализируйте и сделайте выводы. Разъясните ребенку, что воровство — это уголовно наказуемое деяние, расскажите, какие могут быть последствия для несовершеннолетних детей в результате такого поведения.

У ребенка низкая самооценка
Не говорите ребенку: «Ты плохой», «Мы тебя не любим». Это вызывает у него появление комплексов, чувства страха. Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслуживает. Почаще говорите ребенку: «Ты у меня самый лучший!», «Что бы я делала без тебя?», «Ты у меня молодец!» и т. д. Не увлекайтесь сравнением своего ребенка с послушными детьми. В противном случае он усвоит мысль, что он не такой, как все. Убеждайте ребенка в том, что вы любите его и никогда ни на кого не променяете. Включая ребенка в различного рода деятельность, создавайте ему ситуации успеха, поскольку неудачи вызывают более резкую самокритику, а это увеличивает его неуверенность, ведет к заниженной самооценке. Никогда не обзывайте ребенка. Помните, что самооценка ребенка является прямым воспроизводством оценки родителей. Дети отмечают у себя прежде всего те качества, которые подчеркиваются родителями. Поддерживайте инициативу ребенка. Не навязывайте ребенку представлений о нем, как о неспособном самостоятельно мыслить и действовать, так как все это приводит к занижению самооценки.


Ребенок упрямый
Не путайте упрямство с настойчивостью. Не пытайтесь переупрямить ребенка, лучше отвлеките его чем-нибудь интересным. Предоставьте ребенку право выбора, объясняя при этом, какие могут быть последствия в том или ином случае. При очередной вспышке упрямства постарайтесь переключить внимание ребенка на что-нибудь другое, что могло его заинтересовать. Запрещая, предлагайте ребенку альтернативу. Учите детей уступать. В момент упрямства задайте ребенку неожиданный вопрос, который бы позволил ему отвлечься. Не взрывайтесь, будьте терпеливы.


Ребенок раздражителен
Обсуждайте с ребенком причины, которые привели его к раздраженному состоянию. Проявите обиду, огорчение от его вспышек. Научитесь уступать, быть терпеливее с детьми.
Объясните ребенку влияние раздражительности на его состояние здоровья.

Ребенок сквернословит
Используйте прием обескураживания (когда ребенок станет говорить бранные слова, отнестись к этому спокойно, мягко, добродушно). Предложите детям альтернативу брани (слова, которые можно произнести для ответа на дразнилки и пр.). Учите детей управлять своими чувствами и эмоциями, находить разрешенные слова в трудных (критических) ситуациях. Помните, что в семье дети должны видеть образцы языкового поведения.

свернуть

Памятка для родителей по половой неприкосновенности несовершеннолетних

Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы — самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков.
Почему именно дети становятся жертвами преступлений? Потому что дети доверчивы и беспечны! А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребенку.
Избежать насилия можно, но для этого необходимо:
объяснить ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;
если у ребенка появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
стать для ребенка другом, с которым он может поделиться своими переживаниями; серьезно воспринять рассказ о совершенном в отношении него насилии со стороны знакомых, родственников;
поддерживать отношения с друзьями детей и их родителями;
не отпускать ребенка на улицу одного (когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается);
знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет;
обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.
Соблюдая правила безопасности, Ваш ребенок сможет избежать подстерегающей его опасности, принять правильное решение в сложной ситуации.
Памятки для родителей по вопросам половой неприкосновенности детей
Уважаемые родители!
Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы - самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти нельзя».
«Правило пяти «нельзя».
Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
Нельзя садиться в чужую машину.
Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»
Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.
Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.
Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.
Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?
Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;
Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;
Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;
Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;
Отсутствие целей и планов на будущее;
Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;
Пессимистическая оценка своих достижений;
Неуверенность в себе, снижение самооценки.
Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием.
Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы.
Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность).
Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей.
Признаки, связанные со здоровьем: повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы; следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер; наличие заболевания, передающегося половым путем, недержание кала ("пачкание одежды"), энурез, беременность.
Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях.
Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии.
Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации.
Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый — самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.
Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.
Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.
Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.
Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.
Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.
Педофилия в последнее время стала серьезной проблемой. Поэтому надо принять все меры, чтобы защитить хотя бы собственных детей. Как уберечь ребенка от беды? От педофила может пострадать как девочка, так и мальчик. Пол ребенка для него не имеет большого значения.
Жертвой может стать любой ребенок, однако, есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие.
Как ни странно, это послушные дети. У них, как правило, строгие родители, внушающие, что «старшие всегда правы», «ты еще мал, чтоб иметь свое мнение», «главное для тебя - слушаться взрослых». Таким детям педофил предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.
Доверчивые дети. Педофил может предложить вместе поискать убежавшего котенка, поиграть у него дома в новую компьютерную игру.
Замкнутые, заброшенные, одинокие ребята. Это не обязательно дети бомжей и пьяниц, просто их родители заняты зарабатыванием денег, и между ними нет теплых, откровенных отношений. За взрослым человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда угодно.
Дети, стремящиеся казаться взрослыми. Девочка, которая красит губы, носит сережки, рано становится на каблуки; мальчик с дорогими часами или престижным мобильным телефоном скорее привлечет внимание педофила. Преступник воспринимает это как послание: хочу испытывать то же, что и взрослые.
Подростки, родители которых пуритански настроены. Вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с пробудившейся сексуальностью, они осуждают и наказывают его. «Дядя», который поможет сбросить напряжение, становится «лучшим другом».
Дети, испытывающие интерес к «блатной» романтике. Бесконечные сериалы про бандитов наводят ребенка на мысль, что настоящие мужчины - это те, которые сидят в тюрьме. Такие ребята могут сами искать себе'' друзей из уголовного мира.
Педофилия – страшное явление, но еще хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Тогда жизнь превращается в настоящий кошмар. Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают из дома. Дети обычно скрывают эти страшные факты потому, что подсознательно считают себя виновными в происходящем. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если узнают о случившемся.
Часто дети не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье? Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом! Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный комитет, прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка.
Это важно помнить родителям! Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли. Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит.
В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.
Что вы можете сделать, чтоб обезопасить своих детей.
Не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время. - Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить с ребятами, склонными к бродяжничеству, пропуску уроков.
Объясните ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;
Расскажите ребёнку, сто если у него появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
Необходимо знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет. Обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.
Будьте внимательны к мужчинам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом в полицию. Иногда достаточно участковому проверить документы, как потенциальный преступник исчезает из района. Злоумышленник может находиться за рулем автомобиля, он паркует машину около школы и наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите номер, запомните ее цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя или пассажира. Сообщите об этом директору школы.
Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично. - Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.
Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

свернуть

Информация о порядке  работы КИЦ «Диалог»

Консультация подростков с 15 лет до 18 лет  и молодежи до 21 года по вопросам здорового образа жизни, профилактике табакокурения, пьянства и наркомании, вопросам репродуктивного здоровья, семейных отношений осуществляют врачи: педиатр, врач по медицинской профилактике, нарколог, психолог,  при необходимости - перенаправление к специалистам УЗ «Столинская ЦРБ».

Принцип работы центра – Добровольность, Доброжелательность, Доверие, Диалог двух равных собеседников –  юноши, девушки,  молодой супружеской пары и врача.

Вы можете получить ответы на вопросы, которые касаются отношений между юношей и девушкой, отношений с родителями и друзьями,  как избежать вредных привычек или избавиться от них, что делать, если предлагают наркотики, что такое ВИЧ/СПИД, как избежать инфекций, передающихся половым путем, как подобрать эффективное средство контрацепции и предупредить нежелательную беременность и на другие вопросы, касающиеся деторождения. При невозможности получить ответ у имеющихся специалистов, возможно перенаправление к специалистам УЗ «Столинская ЦРБ».

Анонимность и конфиденциальность будут соблюдены, нет необходимости называть свою настоящую фамилию, имя, Вы можете назваться любым именем или просто юношей или девушкой, указать свой возраст.

Прием ведут:

Врач психиатр-нарколог Буян Виктория Владимировна, кабинет № 17, 2-ой этаж поликлиники, предварительная запись для индивидуальных и групповых консультаций, среда 14.00-16.00. ,  тел. для предварительной записи 6-31-22.

Психолог Тропец Ирина Леонидовна, каб.№100, 1 этаж поликлиники, среда 14.00.- 16.00.,  тел. для предварительной записи +375-33-351-41-39

Врач по медицинской профилактике  -  Корчевский Григорий Иванович,  каб. № 8, корпуса поликлиники, расположенного  по ул. Гагарина, 3, согласование групповых консультаций с 9.00. до 13.00.  с понедельника по пятницу  по тел. 6-07-90,  + 375-29- 227-96-87.

Педиатр – Мисюра Раиса Алексеевна,   каб. № 8, корпуса поликлиники, расположенного  по ул. Гагарина, 3, согласование групповых консультаций в  четверг и  пятницу с 9.00. до 13.00.  по тел. 6-07-90,   + 375-29- 525-84-96.

Работа Центра не подменяет работу

лечебно-диагностических подразделений УЗ «Столинская ЦРБ».

свернуть

Конфликты родителей и детей

Почему  возникают конфликты между родителями и детьми? Выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей:
1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.
Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:
• разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
• противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
опека и запреты во многих сферах жизни детей;  повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.
3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:
• кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
• кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);
• кризис 6—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
• кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12—14 лет);
• подростковый кризис 15—17 лет (Д. Эльконин).
4. Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание. Упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:
• оптимальный тип отношений родителей и детей; потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;
• скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);
• скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;
• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;
• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;
• родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение — С. Годник).

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой)

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:
• реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
• реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
• реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

По мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с детьми может способствовать следующее:
-всегда помнить об индивидуальности ребенка;
-учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
-стараться понять требования ребенка;
-помнить, что для перемен нужно время;
-противоречия воспринимать как факторы нормального развития; проявлять постоянство по отношению к ребенку; чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив; одобрять разные варианты конструктивного поведения;    совместно искать выход путем перемены в ситуации; уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»; ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;
-дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;
-логически разъяснять возможности негативных последствий; расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений; использовать положительный пример других детей и родителей.

 

свернуть

Рекомендации педагога-психолога: Советы родителям

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ 

Олимпиады – трудная и ответственная пора в жизни учащихся. Вы знаете, как утомительны продолжительные занятия, большая умственная нагрузка, мышечное напряжение от однообразной позы. Чтобы сохранить здоровье, высокую работоспособность,  предупредить утомление, необходимо соблюдать режим дня, режим занятий, отдыха, сна и питания. Один из главных принципов правильного питания  –  плотный полноценный завтрак.          Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фрукты, зерновые и молочные продукты.  Классическое средство для поддержания мозга, стимулирования умственной деятельности  -  глюкоза. Поэтому в рационе напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки.  

Какие же продукты полезнее?

На столе должны быть: морская рыба и стручковая фасоль (в них содержится цинк, способствующий улучшению памяти). Богатые железом сухофрукты, зеленые овощи и обезжиренное мясо  -  повысят концентрацию внимания. Витамин С, содержащийся в цитрусовых, белокочанной капусте и томатах, помогут побороть стресс. А кальций, которым богаты молочные продукты, обеспечат нормальное функционирование нервной системы. Ограничьте количество чипсов  -  из-за высокого  содержания в них жира, желудку на нервной почве будет сложно их переварить.

Напитки в помощь

Исследования показали, что дети, которые пьют больше воды, лучше сосредотачиваются, проще переваривают новую информацию и меньше страдают от головной боли. Напитков с большим содержанием сахара лучше избегать, так как из-за них уровень энергии падает сразу после того, как их выпьете.Не приучайте к кофеину (к чаю, кофе или кока-коле) занимаясь ночью. 

ПРОДУКТЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ:

-бананы – содержат серотонин  –  природный антидепрессант. 

-морковь, ананас, авокадо – особенно облегчают заучивание наизусть, за счет того, что стимулируют обмен веществ в мозге.

-капуста – снимает нервозность, т.к. снижает активность щитовидной железы; 

-лимон – освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С. 

- лук репчатый, креветки – помогают при умственном утомлении и психической усталости, увеличивают концентрацию внимания. Способствуют разжижению крови, улучшают снабжение мозга кислородом; 

-орехи, рыба, творог, курага, зеленый чай – особенно хороши, если предстоит умственный «марафон». Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.

свернуть

Перечень учреждений, оказывающих психолого-психотерапевтическую помощь оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Наименование учреждения Контакты
Республиканский «Телефон доверия» для наркологических пациентов «Телефон доверия»
Тел. 8-801-100-21-21
Республиканская телефонная "горячая линия" по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию - телефон доверия для детей и подростков "Горячая линия"
Тел. 8-801-100-16-11
«Телефон доверия»
Тел. 8-017-263-03-03
Минский областной центр «Психиатрия-наркология» г. Минск, ул. Петруся Бровки, 7 тел. +375 29 101‑73-73,
+375 17 331‑84-96
ГУ «Брестский областной психоневрологический диспансер» Адрес:  г. Брест, ул. Советская, 13
+375 16 221‑84-22,    
+375 16 221‑54-71,
Круглосуточный телефон экстренной психологической помощи – тел. 40-62-26.
Пинский межрайонный наркологический диспансер г.Пинск, ул. Рокоссовского, д.8
тел +375 16 532‑67-00, +375 16 532‑67-04
ГУ «Брестский областной центр гигиены эпидемиологии и общественного здоровья»  г. Брест, пл. Свободы, 11 корпус «Б»
Телефон экстренной психологической помощи – тел. (8 0162) 21 54 29
Институт психологии учреждения образования «БГПУ им. М.Танка»  г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13,  
Тел. +375 17 369‑88-96
ГУО «Социально-педагогический центр Столинского района»  р.п. Речица, ул. Садовая, 15,
8-016-55-63-0-71. 8-016-55-23-3-47
ГУ «Столинский ТЦСОН» Брестская область, г. Столин, ул. Горького, 4
Тел. 6-03-51
«телефон доверия»  -  тел. 8-029-820-14-45(круглосуточно),
телефон горячей линии 60-5-56.  
УЗ «Столинская ЦРБ», врач-психиатр, каб. 75 г. Столин, ул. Дзержинского, 102,
2-27-52
Давид-Городокская больница, ф-л УЗ "Столинская ЦРБ", нарколог-психиатр, каб. 20 г. Давид-Городок, ул. Советская,
40 2-86-84

 Экстренная психологическая помощь по Республике Беларусь: 

Название города Код Номер телефона Время работы
Брестская область
г. Брест 80162 255727 круглосуточно
Витебская область
г. Витебск 80212 616060 круглосуточно
Гомельская область
г. Гомель 80232 315161 круглосуточно
Гродненская область
г. Гродно 80152 170 круглосуточно
г. Минск
для взрослых 8017 2904444 круглосуточно
для детей 8017 2630303 круглосуточно
8-801-100-1611 круглосуточно
Минская область
  8017 2020401 круглосуточно
  8029 899-04-01 круглосуточно
Могилевская область
г. Могилев 80222 473161 круглосуточно

                                                

свернуть

В трудных жизненных ситуациях, когда кажется, что Вы находитесь в безвыходном положении звоните в службу экстренной психологической помощи «Телефон доверия»

развернуть

Профессиональный выбор: секреты выбора профессии

Просвещение школьников Курс "Как стать успешным"

Профессиональный выбор: секреты выбора профессии (10-11 классы)

Задачи: познакомить учащихся с составляющими зрелого выбора; познакомить учащихся с понятием "профессиональный план"; научить учащихся избегать типичных ошибок при выборе профессии; показать учащимся пути получения профессии.

Составляющие зрелого выбора: информационная, мотивационно-ценностная и практическая готовность.

Юношеский возраст – возраст профессионального и личностного самоопределения. Эти два процесса взаимосвязаны. От того, насколько верно человек определится в том, кто он, какой он, кем он хочет и может быть, зависит его жизненный успех. Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям.

Ответить на вопрос "Кем быть?" фактически означает найти способ реализации собственного "Я". Однако на пути свободного поиска своего "Я" люди сталкиваются с разными неожиданностями, препятствиями и сложностями. Связано это, во-первых, с недостаточной информированностью о мире профессий, нехваткой знаний о самих профессиях (информационная составляющая); во-вторых, с отсутствием ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессией (мотивационно-ценностная составляющая); в третьих, с неумением учитывать свои возможности при выборе профессии, делать осознанный выбор и нести за него ответственность (практическая составляющая).

Таким образом, для того, чтобы сделать адекватный профессиональный выбор человек должен обладать информационной, ценностно-мотивационной и практической готовностью к нему.

2. Профессиональный план.

При составлении профессионального плана следует определить главную цель: чем заниматься, кем быть; объективно проанализировать и оценить свои возможности, т.е. провести проверку своего "Я" в различных видах деятельности.

Вам представлены широкие возможности попробовать свои силы, определить глубину и устойчивость личных интересов и склонностей, уточнить и развить свои способности, используя занятия на уроках, кружках, факультативах, в том числе и на нашем.

Возможен и другой путь поиска себя в профессии: активно собирать и обобщать информацию о различных профессиях и возможностях ее использования применительно к своим интересам и склонностям, способностям, состоянию здоровья и другим индивидуально-личностным качествам.

Таким образом, познавая профессии и самого себя, вы сможете выработать план, позволяющий осуществить профессиональные намерения.

При составлении профессионального плана полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Это значит определить, где, в каких учебных заведениях или на каком производстве вы сможете получить необходимое образование и специальность, наметить пути развития и изменения, совершенствования своих качеств с целью подготовки себя к избранной профессии.

Подобный план можно назвать программой профессионального самовоспитания, где должны найти отражение вопросы, связанные с тем, как укреплять свое здоровье, каким учебным предметам следует уделить особое внимание, какую специальную литературу изучать, какие пройти дополнительные профессиональные пробы и т.д.

Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать запасной вариант. Жизнь динамична и изменчива. На пути реализации поставленной задачи, цели могут возникать неожиданные препятствия: неудача на вступительных экзаменах в ВУЗ, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию; отсутствие материальных возможностей; переезд на другое место жительства и т.д.

В подобных случаях рекомендуется воспользоваться запасным вариантом профессионального плана, настойчиво вести поиск наиболее благоприятных условий, постоянно возвращаться к реализации намеченной перспективы.

Кроме этого профессиональный план схематично можно представить в виде трех составляющих: "ХОЧУ", "МОГУ", "НАДО".

3. Ошибки при выборе профессии.

Из огромного множества профессий выбрать одну, да еще такую, чтобы не было конфликта между "ХОЧУ", "МОГУ", "НАДО", довольно трудно. Велика вероятность ошибки.

Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы: незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии.

Незнание мира профессий. Одна из главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность и мире профессий. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными, что ведет к переоценке своей пригодности и ошибкам. Поэтому человек должен быть хорошо осведомлен о том, какие профессии существуют в обществе, много ли их, каковы объекты, цели, орудия, условия труда, требования, которые они предъявляют к способностям человека, особенностям его личности.

Например, чтобы стать хорошим монтажником аппаратуры, недостаточно умения читать электромонтажные схемы и чертежи. От кандидата на эту профессию требуются также высокая концентрация внимания, способность к его переключению, хорошая наглядно-образная память, устойчивая работоспособность при выполнении однообразной работы, чувство времени и ритма, острое зрение, линейный глазомер, быстрое зрительное восприятие, устойчивость руки и т.д.

Немало ошибок при выборе профессии связано с устаревшими представлениями о характере и условиях труда по конкретной профессии. Пример: профессия наладчика станков. До сих пор у многих эта профессия ассоциируется с образом шумного цеха, промасленной ветоши, грязными руками. Но теперь наладчики станков с программным управлением, регулирующие электронные устройства, пользуются в работе электронными измерительными приборами, стендовым оборудованием.

Кроме того, большинство профессий непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается совершенно новый характер труда.

Вот почему необходимо получить информацию, узнать все о современных профессиях.

А где можно получить информацию о профессиях? Прежде всего, на уроках в школе, из литературы, из средств массовой информации, по интернету. А самой главное существуют так называемые "Профессиограммы" (продемонстрировать).

Незнание себя – необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение). Незнание своего здоровья. А также неумение или нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии. На наших занятиях мы постараемся узнать о себе как можно больше и научимся пользоваться полученной информацией (пояснить с помощью примеров).

Незнание правил выбора профессии – отождествление учебного предмета с профессией; перенос своего отношения к человеку на профессию; выбор профессии "за компанию"; неумение определить пути получения профессии (пояснить с помощью примеров).

4. Пути получения профессии.

Не менее важно правильно определить пути получения профессии.

Если вы полностью обдумали свой выбор, взвесили все за и против, то попытайтесь проверить свое решение на практике. Вы можете поработать на стройке, на почте, на заводе. Вы можете просто походить на экскурсии и понаблюдать. Реальность или разочарует вас, или утвердит в правильности принятого решения.

Кроме этого необходимо знать систему учебных заведений, прежде всего, своего города.

Для этого существуют различные справочники, путеводители, рекламные буклеты.

Кроме этого большинство учебных заведений проводят сегодня не только подготовительные занятия для абитуриентов, но и так называемые "Дни открытых дверей", на которых рассказывают о специфике своего учебного заведения и знакомят возможных абитуриентов с преподавателями, условиями обучения, факультетами, специализациями и т.д. 

свернуть

Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера?

  1. Необходимо познакомить его с временными нормами.
  2. Поощрять разнообразную занятость ребенка (кружки, спортивные секции и др.).
  3. Приобщение к домашним обязанностям.
  4. Приучение к семейному чтению.
  5. Ежедневное общение с ребенком, чтобы быть в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.
  6. Контроль круга общения, расширять кругозор ребенка.
  7. Знание места, где ребенок проводит в свободное время.
  8. Учить детей правилам общения, расширять кругозор ребенка.
  9. Учить ребенка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.
  10.  Играть в настольные и другие игры, приобщение к играм своего детства
  11.  Не стоит разрешать детям выход в Интернет бесконтрольно. Установить запрет на вхождение определенной информации.
  12.  Необходимо говорить с ребенком об отрицательных явлениях  жизни, вырабатывать устойчивое отношение к злу, активному противостоянию тому, что несет в себе энергию разрушения, деградации личности.
  13.  Не стоит забывать, что родители – образец для подражания.
  14.  Проанализировать, не являемся ли мы зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Наше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка.
свернуть

Скорая помощь при остром стрессе

1.Умойтесь холодной водой. Выпейте воды или, лучше, сока.
 
2.Найдите в теле напряженные мышцы и расслабьте их. По трясите кистями руками, ногами.
 
3.Сожмите кисти в кулак что есть силы и продержите их так 10 секунд. Сбросьте напряжение. То же самое проделайте с лок тями, плечами, ногами, животом.
 
4.Вдохните животом и медленно выпускайте воздух. Мычи те при этом, как будто вы стонете.
 
5.Переведите нервное напряжение в мускульное - пробеги тесь и помашите руками.
 
6.Помассируйте тело - погладьте себя с ног до головы, по хлопайте и пошипите руки, ноги, тело, разотрите шею.
 
7.Сделайте себе массаж лица и головы. Помассируйте «мышцы радости», которые находятся в верхней части щек.
 
8.Переключите внимание на посторонний объект. Это мо жет быть блестящий шарик, на котором можно сконцентриро вать внимание, или простая безделушка. Внимательно рассмот рите их. Найдите в них что-то новое.
 
9.Нарисуйте вашу стрессовую ситуацию. Сожгите рисунок. Уменьшите значение события. Скажите себе: «Это не конец све та! Мы еще поживем! Бывали дни и похуже! Я все равно себя люблю!» Пошлите все к чертям и прогуляйтесь без спешки, гля дя па толпу и красивых
людей.
 
10.Закройте глаза. Мысленно представьте себе тихое место, в котором вам было бы хорошо и комфортно. Это то место, ко торое психологи называют «безопасное место, в котором вос­станавливаются ресурсы». Побудьте в нем несколько минут.
 
11.Подумайте о ваших друзьях и близких, которые вас лю бят несмотря ни на что. Улыбнитесь им. Вы в полном порядке.

свернуть

Самовоспитание - это воспитание самого себя

Рано или поздно человек приходит к пониманию того, что самого себя надо «делать» самому, не надеясь на других. Каки ми бы хорошими ни были окружающие тебя взрослые или свер стники, они будут стараться (невольно!) воспитывать тебя по своему образу и подобию. Но ты-то другой! И только ты один знаешь, какой ты, чего ты хочешь и что ты сможешь.
 
Но заниматься самовоспитанием имеет смысл тогда, когда ты хотя бы приблизительно представляешь, каким хочешь стать в будущем. Иначе как ты сумеешь помочь самому себе?
 
Конечно, мы не можем угадать твои желания, но можно предположить, что ты хочешь стать воспитанным, порядочным человеком. А что это значит?
 
В «Толковом словаре» под ред. С. И. Ожегова сказано, что воспитанный - это умеющий хорошо вести себя, порядочный, честный человек, приличный, соответствующий принятым пра вилам поведения.
 
Итак, речь должна идти о поведении человека.
 
- Опять поведение, - скажешь ты. - Надоело, и дома и в школе только о нем и говорят: «Как ты себя ведешь?! Опять ты безобразно себя ведешь! Вести надо себя хорошо...» Стоп!
 
Вполне вероятно, что подобные назидания взрослых могут на доесть. Поэтому мы и предлагаем тебе самому, без взрослых, попробовать разобраться в самом себе. Ведь интересно, каким ты вступишь во взрослую жизнь, а она уже не за горами.
 
Знаешь ли ты себя?

Перед тем, как ты начнешь целенаправленно себя воспиты вать, проверь, что ты знаешь о себе. А главное, начни думать о себе, прислушайся к своим чувствам и желаниям и попытайся осознать их. Попробуй хотя бы иногда посмотреть на себя как бы со стороны - каким тебя могут увидеть люди, соответствует ли это тому, каким ты сам считаешь себя. Нарисуй схему:

В центре, куда сходятся все стрелки, поставь свое «Я». Внут реннее «Я» - самая глубокая, самая тонкая и труднодоступная для понимания сущность человека. «Я» - это целый мир, при надлежащий именно тебе. Ты по-своему ощущаешь и воспри нимаешь окружающий тебя мир, у тебя свои особенности памя ти, мышления, внимания; у тебя своеобразное воображение, способности и интересы, потребности и симпатии, привязанно сти, особенности настроения; тебе присуща большая или мень шая сила эмоциональных переживаний. У тебя сильная или слабая воля, «легкий» или «трудный» характер, своя мера доброты, обаяния и чистосердечия, бескорыстия, благородства; свой жиз ненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, обиды, пе чали и радости, привычки и, наконец, своя судьба.

Твое «Я» должно быть развитым и свободным, ты должен хорошо знать свои особенности и возможности, чтобы превратить их в полноценные достоинства собственной личности. Не уважая себя, не понимая себя, ты не сможешь ни понимать, ни уважать других людей.

Вопросы для изучения самого себя
•    Какие способности я у себя нахожу?
•    Какие учебные предметы мне нравятся?
•    О чем я мечтаю?                                              
•    О чем мне приятно и неприятно вспоминать?
•    Какой у меня характер?
•    Какое настроение у меня бывает чаще всего?
•    Как я отношусь к себе?
•    Что мне нравится, а что хотелось бы изменить в своем об лике?
•    Чем я люблю заниматься больше всего?
•    Кем я хочу стать в будущем?
•    Люблю ли я и умею ли я трудиться?
•    Понимаю ли я шутки и юмор?
 
Можно задать много и самых разных вопросов. И ты, оче видно, будешь задавать их себе, исходя из того, каким ты хо чешь стать, ради чего ты хочешь себя познать, что в себе хочешь воспитать.
 
Но при всех вариантах следует помнить, что познание собст венного внутреннего мира - это лишь одна из составляющих самовоспитания. «Даже если ты очень захочешь, ты не сможешь отделить себя, свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как руки, ноги и глаза» (Марк Аврелий).

свернуть

Рекомендации для школьников

1. Считай себя удачливым.
Когда ты принижаешь себя, говоря себе «я плохой» или «я неудачник», ты настраиваешься на еще большие неудачи, д.) и другие думают о тебе хуже, отражая твое мнение о себе. Будь удачливым. Концентрируйся на том, что ты уже сейчас можешь сделать хорошо. Лучше вспомни об успехах (один удачный от вет на уроке истории на прошлой неделе), чем зацикливаться на неудачах (6 неудачных ответов на этой); от каждого из этих слу чаев все равно была польза. Любой опыт, любая работа или уси лие, сделанные тобой, - важная ступенька к цели, поэтому успех сопутствует тебе все время.
2. Не уклоняйся от принятия решения.
С этого момента учись действовать так, как будто ты - удач ливый человек. Прочти о людях, добившихся успеха в какой-либо области. Начни жить с настроем на успех. Любым спосо­бом отказывайся быть неудачником. Способность принимать решения - жизненно важная предпосылка успеха. Но решение будет решением с того цемента, когда ты начнешь действовать. Принимай решения и действуй в нужном тебе направлении. Учись принимать решения ежедневно. Даже если поначалу все принятые тобой решения будут неверными, не отчаивайся. Дело в том, что все принятые тобой решения делают тебя победите лем. Тренируйся на простых случаях принятия решений, напри мер решай, во что одеться завтра в школу, и не отступай. Придет время, когда ты приобретешь свое Я.
3. Люби себя (или, по крайней мере, постарайся себе нра виться).
Некоторые люди склонны считать себя никчемными, беспо лезными. Как правило, такое отношение к себе обусловлено от ношением других. Однако все люди равны. Дворник равен пре зиденту по той простой математической формуле, что две вели чины равны между собой, если равны третьей. Третья - это, польза, приносимая каждым. Например, телефон и лампа равны, так как полезны и, во-вторых, - исключительны. Так и люди все (уникальны и исключительны). Поэтому не считай, что ты хуже других. Старайся понравиться себе самому. Зачем нравиться другому? Что ни делай, есть риск, что не понравишься. Кроме того, с другими можно расстаться, а с собой? Один человек всегдапри мне - я сам. И я должен понравиться этому человеку.
Хочешь, чтобы тебя полюбили, - полюби себя сам. Если я не люблю себя, то и другого любить не должен, ибо обязан его лю бить как самого себя. Если я себя не развил, то и не люблю себя. Стань профессионалом высокого класса, тогда и другим тоже понравишься. Прости и прими себя, любуйся собой, уважай и учись любить себя. И самое главное - учись понимать себя. Другим ничего не останется, как только показать своим отноше нием к Тебе, насколько ты успешно продвигаешься в этом чрез вычайно важном направлении!
4. Люби других (или, по крайней мере, старайся, чтобы они тебе нравились).
Предположи, что у окружающих позитивные, а не негативные намерения в отношении тебя. Необходимо думать, что никто не хочет тебя обидеть, а хочет помочь тебе. Например, учитель строго говорит, что тебе надо заниматься больше. Вместо оби ды, подумай, что он действительно хочет, чтобы ты был умным и успешным. Не будь недоброжелательным. Будь вежлив, но тверд. Дай другим понять, что ты ценишь их добрые намерения. Предоставь им право быть самими собой, и сам отстаивай это право. Скоро у тебя появятся друзья, которые будут ценить тебя, дружить с тобой. Общаясь с людьми, показывай им свою доб рожелательность так:
-    будь пунктуальным и надежным во всех отношениях;
-    будь тактичным и заботливым;
-    будь искренним;
-    будь улыбчивым - плохо быть букой.
В свою очередь им ничего не останется, как только ответить тебе взаимностью. Ты будешь получать именно то, что отдаешь.
5. Считай все достижимым.
Всякий раз, когда ты говоришь «я не могу», «это невозмож но», ты предопределяешь для себя неудачу. На каждого, кто го ворит «это невозможно», находится некто, кто говорит «да, это возможно!», идет вперед и добивается своего. Рассуждая и дей ствуя в соответствии с этим принципом, ты скоро привыкнешь добиваться своей цели, невзирая на то, насколько она далека от Тебя сейчас.
6. Доводи начатое до конца.
Очень многие строят грандиозные планы, но мало кто реали зует их. Основная причина - не недостаток ума, способностей и усилий, а привычка, сформированная в детстве, - не доводить начатое до конца. Настраивайся на то, чтобы доводить все, что делаешь до конца. Начни с мелочей, таких как приготовление уроков или мытье посуды. Заканчивай все, что ты мог раньше оставить недоделанным. Завершай дела как можно быстрей. Всегда выполняй обещанное тобой. Научись не откладывать де ла на потом. Ты научишься претворять в жизнь любой свой план, каким бы грандиозным он ни был.
7. Не оправдывайся.
Оправдывая себя, ты перекладываешь то, что произошло с тобой, на других. Ты становишься беспомощным и зависимым от других людей и от обстоятельств. Ты делаешь это со своего согласия. Прямо сейчас учись отвечать за все, что случается с тобой, не перекладывай вину на других, подражай замечатель ному человеку из Миссури - президенту Гарри Трумэну, чьим девизом были слова: «Ответственность на мне». Пусть окру жающие видят, что уверенность и независимость являются принципом твоей жизни. Перестав оправдываться, ты приобре тешь уверенность в себе. Ты перестанешь опаздывать. Тебе нач нут доверять. У тебя улучшится настроение, и ты будешь дово лен собой.
8. Отстаивай свои права.
Многие этого боятся, так как не уверены в себе. Сохраняя молчание, человек соглашается с пренебрежительным отноше нием к себе и оскорблением со стороны других, тем самым до­пуская посягательство на свои права. Вместо этого лучше вы сказывать свое мнение как можно спокойнее и рассудительнее по каждому случаю. Таким образом, ты даешь понять родным, друзьям, а главное - себе, что ты - не тот человек, которым можно манипулировать, которому можно лгать. Если ты твердо стоишь на своем и можешь положить конец нежелательным от ношениям с нежелательными для тебя людьми, ты заслужишь уважение других и самого себя.
9. Контролируй услышанное.
Остерегайся ненужной информации. Избегай тех, кто посто янно ссорится или ругает своих друзей, близких в их отсутствие. Если ты стремишься к успеху, отключайся и не слушай тех, кто начинает пересказывать плохие события, говорить, что у тебя ничего не получится. Действуй так, как поступают люди, до бившиеся успеха, или как сам ты поступал в предыдущих, ус пешных, случаях. Твоя настойчивость и упорство значат боль ше, чем сомнения окружающих. Если ты часто выслушиваешь чужие жалобы - откажись: тебе надо находиться на «диете» хо роших новостей. Она поможет избежать депрессии с ее неми­нуемыми последствиями, влияющими на здоровье.
ЗАПОМНИ:
Ты являешься редактором, издателем, корреспондентом и темой журнала, издаваемого ежедневно в течение жизни. От то го, как ты озаглавишь статью, зависит ее содержание. Издание в черной рамке под названием «Лена болеет» - сентиментальная интерпретация фактов. Если ты решишь опубликовать сообще ние о том, что Лена чувствует себя все лучше и лучше, твое под сознание вскоре сообщит тебе приятные новости.
Запомни еще один важный факт: все, что ты думаешь и го воришь о других, в конечном счете, будет иметь отношение к тебе.
10. Будь терпеливым.
Не многие это умеют. Кто не научился этому, ставит себя в затруднительное положение. Им движет убеждение в том, что другие люди или обстоятельства мешают добиться желаемого или что ожидаемое благоприятное событие произойдет слишком поздно. Более важно требование быть терпеливым по отноше нию к себе. Верь в себя, доверяй своей интуиции, тогда страх превратится в уверенность, неудача - в успех, страдание - в сча стье. Чем больше ты уверен в себе, тем больше тебе будут дове рять другие. Не завидуй другим. В противном случае ты будешь находить все большие причины для зависти. Твои друзья, воз­можно, более состоятельны, зато у тебя, может быть, больше мудрости, душевного спокойствия, уверенности и свободы. Кто-то может оказаться умнее тебя, зато у тебя - привлекательный характер. Жизнь справедлива. Там, где у нас недостаток, у кого-то изобилие. А того, чем богаты мы, ему недостает.
11. Ты имеешь право не зависеть от того, как к тебе от носятся другие.
Если ты убежден, что для успешного общения надо добиться дружеского расположения всех ребят, то ты открываешь себя для манипуляции, и она будет тем сильнее, чем больше твоя по требность достижения дружеского расположения. Люди пуга ются, что их не будут любить все, хотя в норме никто не обязан любить всех. Ты не должен волноваться из-за того, что кому-то не нравишься (учителю, новой компании, знакомому мальчишке или девчонке). Тебе ведь тоже не все люди нравятся и не со все ми ты готов дружить. Твоя самооценка не должна снижаться от того, что кто-то из людей тебя не принимает.
12. Ты имеешь право делать ошибки.
Ошибаться - одно из свойств человеческого существа. Если ты веришь, что ошибки - это зло, то ты - объект для манипули рования: «ты ошибся - ты виноват». Но ошибка - это не зло, это просто ошибка. Не надо винить себя за ошибки, но необходимо извлекать уроки из них и исправлять их. Исправлять ошибки - не значит наказывать себя. Это способ предоставления компен сации за нанесенный кому-то твоим проступком моральный ущерб или начало твоего активного действия.
13. Развивай уверенность в себе.
Старайся быть уверенным в себе. Напоминай себе обо всех умениях и навыках, которыми ты овладел, даже если это всего лишь умение ходить, говорить, выигрывать в шахматы. Ты от нюдь не беспомощен. Ты обрел уверенность, пытаясь справить ся с трудной ситуацией. Внушай себе приятные мысли по отно шению к себе и другим. Увеличивай чувство удовлетворения каждый миг, час, день.
Не сравнивай себя с другими. Их наследственность и окру жающая среда отличаются от твоих. Не позволяй другим навязы вать тебе свои желания и нормы. И не навязывай своих. Не жди случая, как это делают многие. Они полагают, что будут счастливы, если будут жить в определенном месте, учиться в опреде ленном месте, носить определенную одежду. Другие хотят об ладать определенным весом, ростом, деньгами. Если ты недово лен сейчас, завтра ты будешь недоволен еще больше! Это одно из правил подсознания.
14. Учись быть счастливым!
Начни прямо сейчас быть довольным собой. Своими взгля дами, своей семьей, своими родителями, братьями, сестрами, даже собакой. Своими способностями, учителями, друзьями. Улучшай все, что можешь или хочешь. Используй все, что ты знаешь о благоприятной для себя жизни. Борись со склонностью вернуться к сомнениям, страху и депрессии. Общайся со счаст ливыми людьми. Делай то, что приятно для тебя, думай о хоро шем. Проще смотри на вещи, не воспринимай себя самого и ок ружающих слишком серьезно. Учеба должна быть развлечени ем, а не борьбой. Найди удовольствие во всем, что ты делал раньше.
Не позволяй обстоятельствам лишать тебя уверенности в се бе, безмятежности. Сравни себя с цыпленком. Ни наседка, ни че ловек не могут помочь ему пробиться через скорлупу. Ему дали силу и смышленость, необходимые для выживания. Но он должен сам использовать эти качества, чтобы выбраться из яйца. Это справедливо и в отношении тебя. У тебя есть все, что поможет тебе справиться с любыми непредвиденными обстоятельствами. Будь благодарен за то, что ты имеешь и знаешь. За то, что ты сей час есть. Ты удачливее, чем ты думаешь.
15. Добивайся своего.
Будь настойчив. Не отступай. Только тогда ты приобретешь уверенность в себе. В один прекрасный день она станет для тебя естественной. Ты уже знаешь, какая привычка является для тебя наиболее важной: ПРИВЫЧКА БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ! Сего дняшний день открывает для тебя новые возможности. Приме нив на практике наши советы, сделай что-нибудь полезное для себя. Тебе потребуются знание и усилия, чтобы избавиться от врожденных привычек. Став таким, каким ты хочешь быть, ты приобретешь новое чувство уверенности в себе!

свернуть

Памятка по разрешению конфликтных ситуаций

Операция по принятию решения в проблемной ситуации со стоит из 5 компонентов.
 
1. Ориентация в проблеме.
Здесь важно помнить: проблемы есть у всех. Вели у вас есть проблема - вы нормальный человек! Многие люди имеют сход ные проблемы, вы не одиноки. Не избегайте столкновения с проблемами, пытайтесь их решать - это в ваших силах! Первая идея не всегда самая лучшая; прежде чем начинать действовать, остановитесь и подумайте. При желании вы можете изменить себя и разрешить любые проблемы. Прислушивайтесь к своим чувствам, они первые дадут сигнал о том, что что-то идет не так. Чем раньше вы обнаружите проблему, тем оперативнее сможете ее решить.
2. Определение и формулирование проблемы.
Для того чтобы лучше понять суть проблемы, опишите ее по следующим характеристикам: кто, что, почему, где и как. Ос тановитесь, подумайте и опишите проблему и свои цели. Ясно и конкретно опишите все доступные факты. Отделите доступную информацию от скрытой и факты от предположений. Исследуй те факторы и обстоятельства, создающие проблемную ситуацию (препятствия и конфликты). Точно определите свои цели, разде лив их на рациональные и иррациональные. Для прояснения за путанных областей проблемы можно использовать список «ключей»:
•    Известно
•    Мысли
•    Идеи
•    Мнения
•    Оценки
•    Чувства
•    Реакции
•    Решения
•    Неразрешимое
•    Попытки
•    Неудачи
•    Последствия
•    Ошибки
•    Соглашения
•    Помехи
•    Ресурсы
•    Игнорируется
•    Неправильно понято
•    Не хватает
•    Подавляется
•    Сдерживается
•    Забыто
•    Возражения
•    Достигнуто
•    Полезно
•    Постоянно
•    Меняется
•    Скрывается
•    Положительно
•    Отрицательно
•    Любопытно
•    Загадочно
•    Интересно
•    Скрыто
•    Навязано
•    Осталось без ответа
•    Не существует
•    Желательно
•    Внутренние запреты
•    Навязчивое
•    Беспокойство
•    Можно научиться
 
Ключи используются в виде вопросов. Например: «Какие ре сурсы есть для достижения...?», «Какие попытки делались?», «Ка кие препятствия возникали?», «Делает ли кто-то какие-то оценки? А вы?», «Что беспокоит в этой ситуации?», «Какие помехи сущест вуют?», «Какие ошибки могли или могут быть допущены?» и т. д.
3. Генерирование альтернатив.
Не критикуя и не оценивая, выдвигайте как можно больше ва риантов решения проблемы - они должны быть конкретными и логичными! Пробуйте комбинировать и улучшать идеи.
4. Принятие решения.
Оценка возможных решений.
Критерии:
1.Какова,вероятность того, что этот вариант поможет до биться цели?
2. Какова вероятность, что я смогу воспользоваться этим ре шением наилучшим образом?
Оценка последствий.
Личные последствия - время, усилия, эмоциональные из держки или выигрыши, соответствие морально-этическим цен ностям, физическое состояние и т. д.
Социальные последствия: эффект в семье, у друзей и т. д. Краткосрочные и долгосрочные последствия: как это реше ние повлияет на меня сейчас? В будущем?
5. Выбор наиболее эффективных альтернатив и преобра зование их в оптимальное решение.
Если имеет место расхождение между целью И наблюдае мым последствием, сделайте попытку определить, в чем источ ник трудностей: в процессе решения проблемы или в претворе нии решений в жизнь. В первом случае можно еще раз пройти весь алгоритм решения, во втором следует подумать, как улуч шить способ реализации решения.
Помните! Наличие проблем свидетельствует, что вы человек,
а умение их решать - что вы счастливый человек.
Кризис может стать шансом!

свернуть

Как улучшить зрительную память?

Следующие упражнения помогут тебе натренировать зри тельную память.
 
Упражнение 1.
Возьми орфографический словарь, выбери колонку из 30 слов. Медленно прочитай эти слова про себя. Не заглядывая в словарь, напиши, что удалось запомнить. Проверь по словарю правильность записанных слов.
Если тебе удалось запомнить и верно записать не менее 15 слов, то у тебя хороший уровень зрительной памяти.
 
Упражнение 2.
Это задание аналогично предыдущему, но слова надо прочи тать вслух. Сравни результат с предыдущим упражнением.
 
Упражнение 3.
Возьми любой текст (не более 1 страницы). Прочитай его внимательно про себя. Во время чтения сосчитай предложения.
 
Упражнение 4.
Прочитай про себя любой художественный текст (из 10-15 предложений). Не заглядывая в книгу, напиши запомнившиеся тебе глаголы (прилагательные, существительные, наречия и т. д.) Затем по тексту проверь правильность выписанных слов. Сосчитай, сколько глаголов в тексте (а) и сколько запомнилось (b). Вычисли коэффициент зрительного запоминания (К). К = b/а.
Чем ближе значение коэффициента К к 1, тем лучше у тебя развиты зрительное внимание и память.
 
Упражнение 5.
Выполняется аналогично предыдущему, только текст ты прочитай вслух. Сравни результаты. Если результаты в упраж нениях 2 и 5 будут выше, чем соответственно в упр. 1 и 4, то по думай над тем, что, может, имеет смысл при подготовке к уро кам и к экзаменам материал, представляющий для тебя некото рую сложность, прочитывать не только про себя, но и вслух.
Что делать, когда необходимо выучить материал, который тебе может понадобиться через месяц, через год? Ты можешь воспользоваться старым как мир способом зубрежкой.
 
Упражнение 6.
Какова процедура «зазубривания»?
•    Повтори про себя (или вслух) то, что нужно запомнить:
•    Повтори то же через 1 секунду, через 2 секунды, Через 4секунды.
•    Повтори, выждав 10 минут (для запечатления).
•    Для перевода заученного материала в долговременную память повтори его через 2-3 часа.
•    Повтори через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долго временной памяти).

свернуть

Как стать внимательнее?

Тренировка устойчивости и распределение зрительного внимания.
Упражнение!
 
Возьми небольшой газетный текст (столбец в 25-30 строк) и выбери одну букву, которую ты будешь вычеркивать опреде ленным образом (например, О). Работать следует очень быстро.
 
Засеки время, которое тебе потребовалось на работу. Запиши его. Закончив, подсчитай количество неправильно зачеркнутых и пропущенных букв О в тексте. Во время работы попробуй со считать количество вычеркнутых букв. Проверь себя.
 
Если ошибок и пропусков не окажется, то значит, у тебя вы сокий показатель устойчивости внимания и ты можешь перейти к более сложному заданию.
 
Если же ты допустил много ошибок, то не расстраивайся и потренируйся еще немного. Все будет хорошо!
 
Упражнение 2.
Это также работа с буквенной корректурой. Но задание нужно несколько усложнить. Ты выбираешь две буквы и вычер киваешь различными способами (А, Е). Подсчитай во время ра боты количество вычеркнутых А и Е. Заметь время, затраченное тобой на эту работу. Окончив, подсчитай количество пропусков и ошибок.
 
Ну как, успешно? Тогда переходи к более сложному за данию.
 
Упражнение 3.
На этот раз ты выбираешь 3 буквы, две из которых вычерки ваешь различными способами, а одну обводишь в кружок (А, Е, П). Заметь время, которое ты затратил на эту работу. Закончив, подсчитай количество неправильно выделенных и пропущенных букв.
 
Упражнение 4.
Выполняется аналогично упр. 3. Только во время работы не обходимо сосчитать одновременно все выделенные тобой знаки в отдельности. По окончании работы проверь себя.
Выполнять подобные упражнения желательно по нескольку минут через 2-3 дня, результат не замедлит сказаться.
Для следующих упражнений тебе необходимо подготовить две таблицы размером 10 * 10 клеток. Размер каждой клетки - не менее 1,5 см2. Все клетки заполняются в произвольном порядке числами от 1 до 25, записанными синим, желтым, крас ным и зеленым цветом, то есть каждое число представлено
в таблице 4 раза. Лучше, если таблицы ты заполнишь не само стоятельно, а попросишь кого-нибудь.
 
Упражнения 5-8.
Счет прямой и обратный по одной из таблиц. Засеки время и подсчитай.
У пр. 5. От 1 до 25 - красные, от 25 до 1 - желтые.
У пр. 6. От 25 до 1 - синие, от 1 до 25 - зеленые.
У пр. 7. От 1 до 25 - нечетные красные, четные зеленые.
От 25 до 1 - нечетные желтые, четные синие. Упр. 8. От 25 до 1- нечетные синие, четные красные.
От 1 до 25 - нечетные зеленые, четные желтые.
 
Упражнения 9-12.
Для выполнения этих упражнений тебе понадобятся две таб лички одновременно. Засеки время и подсчитай:
 
 
 
 
1-я таблица
2-я таблица
Упр.
9.
От 1 до 25 красные
нечетные
четные
 
 
От 25 до 1 красные
четные
нечетные
Упр.
10.
От 1 до 25 синие
нечетные
четные
 
 
От 25 до 1 синие
четные
нечетные
Упр.
11.
От 1 до 25 желтые
нечетные
четные
 
 
От 25 до 1 желтые
четные
нечетные
Упр.
12.
От 1 до 25 зеленые
нечетные
четные
 
 
От 25 до 1 зеленые
четные
нечетные
 
Сколько времени у тебя ушло на выполнение каждого задания? Запиши.ф

свернуть

Как справиться с сезонной депрессией

Ученые уверены, что от зимней депрессии страдают многие, примерно 80 % всех людей. А 6 % населения демонстрируют столь явные симптомы болезни, что нуждаются в помощи спе­циалистов. Угнетенное состояние, тоска такая, что жизнь не ми ла, ничего не радует, все из рук валится, лица друзей и знакомых вызывают раздражение, незнакомым хочется нагрубить... Все это - симптомы сезонной депрессии, возникающей осенью, ко гда дни становятся короткими, а ночи - длинными. Типичны плохое настроение, апатия, постоянное чувство усталости, сни жение работоспособности, сонливость, повышение аппетита и увеличение массы тела. Характерны жалобы на боль в спине, шее, животе, грудной клетке, руках, ногах, на головную боль. Причина хандры - короткий световой день.
 
Может помочь светотерапия, лечение светом ламп. Этот ме тод абсолютно безвреден. Ну и конечно, надо чаще бывать на свежем воздухе. Не зашторивать окна в доме. Вечером не эко номить на электричестве. И можно попить «травки», такие как препараты женьшеня, элеутерококка или, золотого корня. Еще одно неплохое средство - это зимний отпуск для взрослых и зимние каникулы для детей! Будьте здоровы!!!

свернуть

Как вести себя во время экзамена?

И еще подумай немного о своем костюме и о манере поведе ния. Если твой экзаменатор человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ, изобилующий большим количеством пауз, не сколько напряжет преподавателя, если не сказать больше.
 
Если же, наоборот, экзаменатор - человек флегматичный, уравновешенный, то ты рискуешь вызвать неосознанное раздражение слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и гром­ким голосом. Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!
Итак, позади очень сложный период подготовки. Час испы тания пробил! В твоих руках экзаменационный билет. Колени подгибаются, во рту пересохло, перед глазами мелькают темные пятна, мысли разбегаются. Что делать?
 
Прежде всего, тебе нужно добраться до своего места, сесть и успокоиться.
 
Не пожалей 2-3 минут для того, чтобы привести себя в со стояние равновесия. Подыши, успокойся. Вот и хорошо.
 
Ты готов! Ты собран! Ты уверен в успехе!
 
Помни, что вера в успех - это половина успеха!
 
Словом, у тебя все о'кей. Ты уже готов, но не спеши отве чать или сдавать свою работу. Отложи ее в сторону. Закрой гла за и сосредоточься. Ты ничего не хочешь добавить к своему от вету? Помни, что самые свежие мысли приходят после того, как письмо запечатано. Если тебе больше ничего не пришло в голо ву, то можешь идти отвечать.
 
Смелее, все будет хорошо!
 
Что же делать, если все-таки завалился? Не стоит обвинять в этом весь белый свет. Не нужно предаваться беспросветному унынию и отчаянию. Усвой простую, но очень глубокую исти ну: сильные личности, делая ошибки, мужественно их при знают. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной неполноценности и несостоятельности. Это лишь осознание то го, что данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся по пытка - еще один шаг к успеху.

свернуть

Как Психологически подготовиться к экзаменам?

Проблема психологической готовности к сдаче экзамена - это способность вовремя взять себя в руки и не потерять голову от страха!
Всем знакомо это противное ощущение мокрых ладоней, мелкой дрожи в коленях и мучительной неподвижности языка при бешено скачущих и разбегающихся мыслях.
 
Что же делать? Оказывается, это состояние можно научиться держать под контролем и достаточно быстро от него избавляться, переводя его в состояние воодушевления, которое может стать твоим союзником.
 
Для того чтобы в кризисных ситуациях не терять голову, не обходимо при подготовке к чему-то важному не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцелей. Не стоит дожи­даться, пока ситуация станет катастрофической. Готовиться к ней лучше в состоянии относительного покоя. Ведь в экстре мальной ситуации научиться плавать красиво, безупречно вла дея мышцами, нельзя. Можно только выплыть и отдышаться.
 
Научись выполнять несколько очень, простых упражнений, которые позволят тебе снять внутреннее напряжение, рассла биться и даже слегка улучшить настроение.
 
Упражнение 1. Сядь удобно, закрой глаза. Спина прямая. Руки лежат на коленях. Сосредоточься на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. Позволь им проплывать, подобно облакам в небе.
 
Мысленно повтори 5-6 раз: «Правая рука тяжелая».
Затем повтори исходную формулу: «Я спокоен».
Затем повтори 5-6 раз формулу: «Левая рука тяжелая».
Снова повтори мысленно: «Я спокоен».
Для того чтобы привести тело в исходное состояние, можно
сжать кисти в кулаки и открыть глаза, сделать глубокий вдох
и выдох. Затем то же проделать с ногами.                              I
 
Упражнение 2. Выполняется аналогично предыдущему, только ощущение тяжести необходимо вызвать в обеих руках одновременно. Теперь то же попробуйте с ногами.
Эти и подобные упражнения надо выполнять регулярно, не долее 3-5 минут.
Дыхательные упражнения также помогают снять напря жение. Освой несколько совершенно несложных приемов.
 
Упражнение 3. Это своего рода ритмическое 4-фазное ды хание.
1-я фаза (4-6 с). Глубокий вдох через нос. Медленно под ними руки до уровня груди ладонями вверх. Сосредоточь свое внимание в центре ладоней. Ты почувствуешь сконцентриро ванное тепло (ощущение «горячей монетки»).
2-я фаза (2-3 с). Задержка дыхания.
3-я фаза (4-6 с). Сильный глубокий выдох через рот. Выды хая, нарисовать перед собой в воздухе вертикальные волны пря мыми руками.
4-я фаза (2-3 с). Задержка дыхания. Дышать подобным образом надо не более 2-3 мин. Это замечательное упражнение, но хорошо оно только в домашней обстановке. В условиях же кризисной ситуации (эк замены, контрольная работа и так далее) тебя не совсем пра вильно поймут, если ты начнешь махать перед собой руками! Поэтому советуем тебе освоить "еще один вариант ритмиче ского дыхания, которым можно воспользоваться в любое время и в любом месте.
 
Упражнение 4. Для выполнения этого упражнения доста точно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.
1-я фаза (4-6 с). Глубокий вдох через нос. 2-я фаза (2-3 с). Задержка дыхания. 3-я фаза (4-6 с). Медленный плавный выдох через нос. 4-я фаза (2-3 с). Задержка дыхания. И т. д.
Это упражнение выполнять в течение 2-3 мин.
Затратив всего 5-6 минут на эти расслабляющие упраж нения, ты увидишь, как изменилось твое самочувствие и на строение.
И еще не забудь, что перед экзаменом нужно обязательно хорошо выспаться.

свернуть

МУДРЫЕ СОВЕТЫ (правила детского общежития)

• Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
• Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защититься.
• Не дерись без обиды.
• Не обижайся без дела.
• Сам ни к кому не приставай.
• Зовут играть - иди, не зовут - попросись, это не стыдно.
• Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
• Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отмет ки не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
• Не ябедничай за спиной у товарищей.
• Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят; не будь и чис тюлей, дети не любят и чистюль.
• Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай во диться, давай вместе домой пойдем.

• И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты и не хуже всех. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а родители будут ждать тебя и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись.

Памятка для учащихся: как готовится к олимпиаде 

Олимпиада -  всегда психологическое напряжение, стресс. И это нормальная реакция  организма.  Легкие  эмоциональные  всплески  полезны,  они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность.  Но  эмоциональное  перенапряжение  зачастую  оказывает обратное действие.                                 

Советы участникам олимпиад: 

1.  Нужно ставить перед собой цель, которая вам по силам. Не стоит бояться ошибок.Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает. 

2. Необходимо заблаговременно ознакомиться с правилами и процедурой олимпиады, это снимет эффект неожиданности.                           

3. Начинай готовиться к олимпиаде заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. 

4. Если очень трудно собраться с мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала. 

5. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.  

Подготовка к олимпиаде требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Последние24 часа должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после40-50 минут занятий.  

Питание должно быть 3-4разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи,молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад, полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай, но нельзя переедать. Соблюдайте режим сна и отдыха. 

Рекомендации по заучиванию материала: 

Заучиваемый материал рекомендуется повторять сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24часа. Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места. 

Как вести себя во время олимпиады: 

1.  Перед олимпиадой обязательно выспись. 

2. Одежду,письменные принадлежности, «талисман» – приготовь заранее, в день перед олимпиадой. С собой обязательно должны быть: минимум 2 ручки, карандаш, точилка,стиральная резинка, носовой платок. Одежда должна быть спокойных тонов. 

3. За день до тестирования постарайся ничего не учить. Если чего-то недоучил, лучше не пытайся. Дай отдохнуть организму. 

4. Слушай преподавателя внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов. 

5. Не торопись! Читай задание до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймёшь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам. Но помни, что время регламентировано, а тебе нужно сделать тест и заполнить бланк. 

6.  Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдёшь в рабочий ритм. 

7. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят. 

8. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься интуиции! 

9. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

свернуть