Николай Адамович Ободовский

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал указ об объявлении 2022 года Годом исторической памяти. Он объявляется в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа. И будет достойным в духе патриотических традиций школы осуществить девиз о связи между поколениями и лозунг «Никто не забыт» в конкретной дани памяти учителям-фронтовикам, участникам Великой Отечественной войны.

Одним  из организаторов антифашистского подполья , партизаном бригады спецназначения №2 соединения Бринского. является Николай Адамович Ободовский, который сыграл особую роль в становлении Столинской средней школы №1, стал первым директором нашей школы. Партизан, поэт, педагог. Член ВКП(б), присоединился к разведчикам в бригаду специального назначения С. П. Каплуна, заброшенную из-за линии фронта разведуправлением Генштаба КА. Награждён орденом Красной Звезды. 

Он создавал белорусскую систему образования, которой до этого не существовало как таковой. Николаю Адамовичу пришлось очень трудно: учебников и материалов для уроков практически не было, не говоря уже о преподавателях. Несмотря на это, Ободовский воспитывал образованных и успешных людей. В городе Столине открываются две школы: белорусская и русская. Организовать работу в обеих школах было очень трудно, потому что не хватало учителей, знающих белорусский и русский языки, ощущался большой недостаток учебников. В начале обучение в школах было шестилетним, а с 1941 года – семилетним.

Директором первой русской школы в городе и стал Ободовский Николай Адамович.

Без Ободовского трудно представить становление системы образования на Пинщине и Столинщине.

По отцовским стопам

Адам Иванович Ободовский, отец Николая, родом из села Семеновичи Игуменского уезда Минской губернии, теперь это Узденский район. Он родился в крестьянской семье, но сумел получить образование в Несвижской учительской семинарии. Преподавал Адам Иванович в Лучицке, Лахве и Житковичах, а в 1891 году добрался до села Хойно. Именно здесь 13 апреля 1900 года на свет появился сын Николай. Когда ему шёл восьмой год, семья Ободовских перебралась в Пинск.

В книге «Очерки истории культуры Пинщины» исследователь Александр Ильин пишет, что Ободовские были знакомы с Якубом Колосом, который в 1912-1914 годах работал в приходском училище.  Народный поэт вёл переписку с Николаем, тепло отзывался о его отце, ушедшем из жизни в 1920-х годах.

В 1910 году Николай поступил в реальное училище, но закончить удалось только в 1917 в Старом Осколе Курской губернии, а в 1918 г. окончил дополнительный класс, который давал возможность учиться в высшем учебном заведении.

С1918 г. на педагогической работе. Николай продолжил отцовское дело. Окончив Пинское училище, отправился наставничать на Столинщину.

Пинское реальное училище за историю своего существования выпустило в свет десяток знаковых фигур, как для Беларуси, так и для всего мира. Первый президент государства Израиль Хаим Вейцман, белорусский учёный Иван Шевчук, издатель газеты «Наша Ніва» Александр Власов, журналист-историк, дипломат Исаак Лурье - это лишь доля процента из списка выпускников.

Работая в Полесском селе, учился в Люблине и Варшаве

1921-1926 г. учитель в деревне Великие Орлы. 1926-1930 – директор в д. Белой Высокского района.

Как подобает настоящему учителю, он в первую очередь продолжает самосовершенствоваться, ведь это очень важно для педагога. В 1929-1930 гг успешно проходит Высшие учительские математические курсы в Люблине и поступает в престижный по сей день Варшавский педагогический университет.

1930 – 1935 – учитель математики в Столинской польской семилетней школе.

Получив высшее образование, с 1935 года Ободовский становится директором созданной Плотницкой семилетней школы, которой руководил на протяжении четырёх лет, до 1939 года

Осенью 1939 года Западная Беларусь, входившая почти 20 лет в состав Польши, воссоединилась с Беларусью. Перед новой властью встал вопрос об организации образовательного процесса на белорусском и русском языках. Помимо этого, необходимо было менять польскую школьную базу на советскую. Катастрофически не хватало методического материала, учебников, не говоря уже о педагогах

В Столине организовали белорусскоязычную и русскоязычную школу. Школа с русским языком обучения до января 1940 года размещалась в деревянном двухэтажном здании на улице Костюшко (ныне улица Советская), на месте которого в настоящие время находится Суд. Последнюю и возглавил Николай Ободовский в 1939-1941гг. С этим заданием он блестяще справился. Пользуясь своим давнишним знакомством с выдающимся белорусским писателем Якубом Коласом, с которым вел переписку, Ободовский с его помощью получил богатую библиотеку, где были произведения большинства советских писателей. Новые книги читали не только ученики, но и жители города, приезжали люди даже из деревень района. Библиотека стала гордостью учеников и школы. Первый директор средней школы Н.А. Ободовский снискал особую популярность в городе. С него брали пример не только дети, но и жители города, района.

Первый и единственный довоенный выпуск 7 класса русской средней школы города Столина. Снимок 5 июня 1941 года.

Ученики - лидеры польского сопротивления

На момент оккупации нацистами Полесья Николай Ободовский находился в тяжёлом состоянии из-за болезни и не смог сам укрыться от врагов, а тем более спрятать школьное имущество. Исправить ситуацию, под угрозой смерти, вызвались ученики Иван Борейко и Иосиф Дежурко. Вместе со своим директором они тайно вынесли из школы книги. Некоторое время в Столине организовали подпольную библиотеку, но почувствовав угрозу, передали их в партизанский лагерь.

Лучшим другом Н. Ободовского являлся инспектор школ Столинского района комсомолец Антон Антонович Сологуб. Вместе они писали листовки, рассказывали народу правду о смысле фашистских порядков.  С 1941 по 1943 преподавал математику в Столинском ремесленном училище. В сентябре 1943 когда здоровье Ободовского улучшилось, он покинул город и направился к партизанам. Здесь нужны были умные головы, которые могли бы не только отважно сражаться, но и стратегически мыслить. Именно поэтому его назначили командиром группы разведки в бригаде специального назначения С. П. Каплуна, заброшенную из-за линии фронта разведуправлением Генштаба КА.

Будучи разведчиком в годы Второй Мировой войны, педагог не оставил пылиться на полке книги с чернилами. Когда было время, организовывал уроки для партизанских детей, и не только. Кроме этого, для поднятия боевого духа бойцов Ободовский написал песню-гимн «Мы сыновья боевого народа», в наши дни её можно услышать в исполнении народного хора ветеранов «Факел». Перу Ободовского принадлежит не одно поэтическое произведение, в 1930-х – 40-х годах, помимо прочего, его знали как полесского поэта

В мае 1944 года партизаны успешно осуществили легендарную спецоперацию «Прыжок через фронт». Непосредственное участие в ней принял Николай Адамович. Суть её в том, что польские союзники, намеревались провести встречу в Москве. Она была необходима, чтобы выработать совместный план уничтожения нацистов в Польше. Союзники смогли пробраться до Полесья, но в районе Ковеля их блокировали оккупационные войска. Больше месяца группа искала выходы на партизан и к середине апреля наткнулась на людей Каплуна. Стало понятно, что перебросить поляков в Москву можно только по воздуху. Каплуновцы взялись за обустройство временных аэродромов. Работали в тёмное время суток, но из-за нехватки нужного инвентаря работа очень замедлялась. Николай Ободовский получил задание найти лопаты, топоры и пилы. С этой целью его группа отправилась на территорию, подконтрольную врагу, и добыла необходимый инвентарь.

Помимо этого, перед Ободовским стаяла куда более серьёзная задача – научить польских коллег русскому языку для более продуктивных переговоров в Москве.

«24 апреля 1944 года. В расположении нашей бригады появилось несколько поляков. На вид очень интеллигентные люди, одеты по-городскому. Они усиленно изучают русский язык. С собой принесли томик Пушкина. По этой книжке они учатся читать и выговаривать русские слова. В этом деле им помогают командиры разведчиков Н. А. Ободовский и А. А. Сологуб», - записал в своём дневнике юный разведчик Иосиф Дежурко.

Когда подготовка подходила к концу и поляков готовы были перебросить через фронт, нацисты выследили партизан. Несмотря на кровопролитный, недельный бой, партизаны выполнили правительственную задачу.

Вряд ли мог себе тогда представить Николай Ободовский, кого он прикрывает и учит русскому языку. Мариан Спыхальский станет маршалом Польши, Казимир Сидора несколько лет будет возглавлять польскую дипломатию в странах Африки и Азии, Ян Ханнеман займёт пост министра обороны, а Эдвард Осубка-Моравский  - премьер-министр Республики Польша в 1944-1947 гг.

 

Память на Полесье

После того, как в июле 1944 года белорусские земли освободили, Николай смог вернуться к любимому делу. Систему образования пришлось создавать с нуля. Сначала он трудился инспектором Пинского городского отдела образования, а затем его перевели инспектором в областной отдел образования.

На 1 сентября 1944 года на Пинщине было открыто 113 школ, в которых училось 16 тысяч детей, занятие проводили 150 педагогов. Техническая и материальная база учебных заведений была крайне плоха, за время войны уничтожены книжные фонды библиотек и школ. К 1950-м годам уже действовало около 200 школ, педагогический состав вырос до 500 человек.

За заслуги и успехи в 1947 году Ободовского наградили знаком «Отличник образования БССР», вручили ряд медалей, но главная награда - орден «Красной Звезды».

Хронические болезни, обострённые войной всё чаще напоминали о себе. Николая Ободовского не стало 12 марта 1951 года после продолжительной тяжелой болезни. Гроб с телом покойного для прощания был установлен в зале Дома пионеров. Архив поэта его жена Шавель Галина Игнатьевна передала в музей.

Мало пожил этот великий человек в мирное время, но память о нём сбереглась. В Столине проходит международный турнир по мини-футболу, посвященный памяти Николая Адамовича Ободовского.

 Также в Столине проспект Мира пересекает улица имени Ободовского,

В Пинске на старинных городских кладбищах по улице Спокойной, сохранилась его могила. К сожалению, точное место захоронения не выявлено, известен лишь квадрат кладбищ, где по состоянию на середину 1990-х годов стоял надгробный знак. В настоящее время группа любителей истории ведёт поиски захоронения.

Николай Адамович сделал очень многое не только для развития образования на наших землях, но я для освобождения их. Ему пришлось решать поистине трудные жизненные задачи, в нечеловеческих условиях он не позволял убить в человеке человека. В помощь всем нам слова Ободовского, которыми он подбадривал в тяжёлую минуту: «Какой бы трудной ни была задача, ищи решение. Не говори, что задача не имеет решения».