Гимназическая медиатека

Воспитательная работа

Методические разработки воспитательных мероприятий

1- 4 классы:

- Игра-путешествие «В Страну вежливых ребят»;
- Утренник «Прощание с начальной школой»;
- Конкурс «Аты-баты, шли солдаты»;
- Утренник «Мамин праздник»;
- Игра-путешествие «В гостях у сказки»;
- Конкурс «Супер-Золушка»;
- Информационный час «Коссово»;
- Информационный час «Николай Кузьмич»;
- Классный час «Берегите воду»;
- Бережливые математики;
- Внеклассное мероприятие «Уроки Водяши»;
- Утренник «А ну-ка мальчики!»;
- День благодарения мам:
- Игра «Счастливый случай»;
- Игра «Рыцарский турник»;
- Классный час «Дрогою Добра»;
-Родительское собрание-лекция «Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников».
 
5-11 классы:
- Профилактика курения (презентация);
- Профилактика наркомании (презентация и видео);
- Классный час «Будем дружбой дорожить»;
- Классный час «На страже Родины»;
- Классный час «Тайный друг»;
- Классный час «Я самый счастливый человек»;
- Классный час «Будем дружбой дорожить»;
- Внеклассное мероприятие «Здравствуй, зимушка - Зима»;
- Классный час «Какое это счастье…» ко Дню Матери;
- Классный час «Я – подросток»;
- Классный час «Вежливость и хамство»;
- Классный час «Энергосбережение»;
- Викторина «Знаешь ли ты право?»;
- Внеурочное занятие по психологии «Противостоять агрессии»;
- Внеклассное мероприятие с применением ИКТ «Самый умный»
- Заочная экскурсия «Хатынь»;
- Внеклассное мероприятие с применением ИКТ «Знатоки права»;
- Внеурочное занятие по психологии для подростков «Кто, если не я?»;
- Внеклассное мероприятие «Турнир вежливости»;
- Классный час «Поговорим о культуре речи»;
- Классный час «Не погибай по неведению»;
- Классный час «Путешествие в прошлое с семьей»;
- Тематический час информации «Конституция РБ»;
- Презентация «Выборы политической культуры»;
- Рекомендации «Выбор профессии»;
- Классный час «Профилактика вредных привычек».
свернуть

Методическая работа

Подробнее


Эффективная образовательная практика учителя истории высшей квалификационной категории Кривопуст И. Н. 

Использование интеллект-карт и логико-смысловых моделей на уроках истории и обществоведения


Эффективная образовательная практика учителя физики первой квалификационной категории Скребца Д.Н.

Организация исследовательской деятельности

https://youtu.be/ySiiknokk1E


Учреждение образования «Столинская государственная гимназия»

Эффективная образовательная практика учителя химии высшей квалификационной категории Егоровой С. Ю. Формирование исследовательских умений учащихся

Современные подходы в обучении ориентированы на интересы, индивидуальные способности и возможности учащегося. Школа решает задачи не только по обеспечению качества образования учащихся, но и всестороннего развития их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания. Поэтому не случайно я, как и многие учителя, стремлюсь ответить на вопрос: как учить с увлечением, чтобы сделать процесс познания радостным и творческим?

Принцип активности учащегося в процессе обучения всегда являлся одним из основных в педагогике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое сопровождается высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, приобретении умений и навыков. Думаю, что такого рода активность не может возникать сама по себе. Она является следствием разнообразных управленческих педагогических воздействий. Одним из таких, на мой взгляд, является организация деятельности по формированию и развитию исследовательских умений учащихся, что усиливает познавательный интерес учащихся, способствует получению более глубоких знаний и показывает их прикладную направленность, развивает умение творчески мыслить.

С точки зрения В.В. Успенского, исследовательское умение – это «способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач». Автор также отмечает, что «навыки исследователя предполагают…умение вести сравнение, анализ, производить выделение существенных признаков, делать обобщения и выводы». Авторы следующего подхода основываются на работах А.И. Савенкова, под исследовательскими умениями понимают следующие умения и навыки: «видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; сравнивать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать материал; работать с текстом; доказывать и защищать свои идеи».

Исходя из этого я свою работу начинаю с диагностики уровня сформированности умений, таких как глазомерная оценка массы и объёма, линейный глазомер, цветоощущения и цветовосприятия, тепловые ощущения, составление плана последовательности действий и других. Безусловно, что только по тестам окончательного вывода, тем не менее тесты дают исходную информацию, которая затем корректируется в ходе наблюдений и анализируется согласно критериям по Древницкой Н. Л. По результатам тестирования семиклассников отмечаю, что область положительного отношения к химии составляет   около 75% учащихся, область повышенного интереса составляет 20% учащихся. Из опроса девятиклассников, уже 25% опрошенных изъявили желание изучать химию в профильном классе. По результатам тестирования составляю обобщающие таблицы.

Следующим направлением моей деятельности по формированию исследовательских умений, учащихся является обучение проведению химического эксперимента. Майк Фарадей отмечал, что ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Эксперименты позволяют учащимся развивать практические умения в обращении с веществами, химической посудой и принадлежностями, сборки приборов, проведении химических операций и распознавания веществ. Работу организую следующим образом: первоначальное ознакомление учащихся с содержанием умений и демонстрация действий; пробное выполнение действий самими учащимися; упражнение в усовершенствовании первично приобретённого умения (выполнение лабораторных опытов, практических работ и домашних экспериментов); применение умений и навыков в разнообразной практической деятельности.

При создании системы исследовательских заданий учитываю характер учебного материала, место проведения, объём, круг вопросов программы. При выполнении исследовательских заданий учащимися предлагаю следующую последовательность действий: внимательное изучение содержания задания; формулировка цели деятельности; прогнозирование направлений выполнения задания, выбор методов исследования; проведение исследований; оценивание результатов в соответствии с поставленными целями.

На следующем этапе своей деятельности уделяю большое внимание обучению учащихся определению типа экспериментальных задач и их решению, так как именно при решении таких задач происходит непосредственное формирование исследовательских умений таких как: постановка проблемы, построение гипотезы, проектирование опыта, составление плана эксперимента, осуществление эксперимента, оформление результатов, формулирование ответа.

 Для организации деятельности учащихся по решению экспериментальных задач предлагаю следующую схему:

  1. Анализ условия задачи
  2. Определение изученных фактов, законов, теорий, необходимых для построения рационального плана решения задачи
  3. Составление плана решения задачи (целесообразная последовательность действий, простота, лёгкость, минимальное количество операций, использование доступных и дешёвых реактивов)
  4. Экспериментальное выполнение задачи, составление отчёта

Но всегда помню, что объём заданий не должен быть слишком большим, оформление работы должно быть чётким и лаконичным, не требующим больших затрат времени, чтобы учащийся в течение урока успел предоставить продукт своей экспериментальной деятельности.

Одним из важных направлений моей деятельности так же является создание проблемных ситуаций. Прежде чем предлагать учащимся решить учебную проблему, я формирую у них понятие, что такое предмет и объект исследования, гипотеза, демонстрирую способы проверки гипотез. Поэтому на начальных этапах изучения химии я предлагаю учащимся алгоритм исследования (на примере несложной проблемной задачи с химическим содержанием): 1. Сформулировать проблему. 2. Выявить объект и предмет исследования. 3. Выдвинуть гипотезу. 4. Провести теоретическое и экспериментальное решение. 5. Формулировка вывода.

В моей практике отработано немало действенных способов создания проблемных ситуаций: на основе реальных данных; столкновение противоречивых информаций; эксперимент как основа создания проблемной ситуации и как средство доказательства или опровержения выдвинутых учащимися гипотез. Проблемная ситуация побуждает учащихся к мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т. д.), проблемная задача направляет мышление в определенное русло: позволяет «заложить» в условия задачи определенные действия и операции и формировать их содержательным путем.

Сейчас, оглядываясь на свою деятельность в рамках темы педагогического опыта, я уверено могу отметить следующее:

- формирование исследовательских умений способствует развитию аналитического и логического мышления учащихся;

- совокупность проблемных ситуаций и заданий обеспечивают эффективное развитие креативных способностей, формируют творческий потенциал и проявление творческой активности учащихся, способствует поддержанию инициативы и интереса у учащихся в выработке навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Коллегам же я могу порекомендовать следующее: при организации работы по формированию исследовательских умений, учащихся самим почувствовать, выражаясь словами Д. Пойа, "напряженность поиска и радость открытия", чтобы они могли вызвать их у своих учеников. Нельзя пренебречь в обучении этими эмоциональными факторами. Учащийся, испытавший радость открытия, смело идет на поиск решения новых задач. Он уже знает, что его ожидает, что напряженность поиска сменяется радостью открытия.

Работу в данном направлении я не считаю законченной, так как планирую организовать деятельность по формированию исследовательских умений на межпредметном и надпредметном уровне, что способствует преодолению фрагментарности знаний учащихся и организации исследовательской деятельности учащихся.

Список литературы

  1. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.В. Обухов, Л. Ф Фомина. - Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1.
  2. Зорина, Л.Я. Дидактические аспекты естественно-научного образования.- М.:РАО, 1993.-160с.
  3. Лазарев, В.С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся. – М., 2007. – С. 3-4.
  4. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся./А.В. Леонтович - М.: 2003. – 96с.
  5. Каюмова, А. М. Исследовательская деятельность учащихся / Каюмова А. М. - Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 378-380.
  6. Острикова, Е. А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 358-361.
  7. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: Ось-89, 2006. – 480 с.

Эффективная образовательная практика
учителя начальных классов высшей квалификационной категории Ражновой О.Л.

Перейти по ссылке

свернуть