История и традиции

История и традиции гимназии

История школы берет своё начало с 1816 года, когда в городе магнатом-помещиком Александром Потеем была открыта агрономическая школа. По замыслу помещика она должна была готовить грамотных сельскохозяйственных работников. 100 крестьянских мальчиков обучались в зимнее время чтению, письму, арифметике, получали элементарные знания по агрономике.

Все учащиеся делились на группы, в каждой из которых на правах помощника учителя работал наиболее подготовленный ученик.

Дети богатых помещиков города обучались в городе Пинске, который уже в то время считался одним из развитых культурных центров.

До 1861 года в городе действовала церковная школа, а в 1863 году после отмены крепостного права было открыто народное училище. К концу 19ст. в 1887 году, открывается церковно-приходская школа как более высокая ступень церковных школ. Она считалась одноклассной, с двумя отделениями.

Уже к 1915-1916 учебному году Столинское народное училище являлось двухклассный с шестью отделениями. В обучении большое внимание уделялось столярному ремеслу. В училище имелась неплохая библиотека, в которой преобладали книги религиозного содержания.

В период первой империалистической войны, с осени 1915 года, город Столин оказался в непосредственной близости к району военных действий. Город Пинск был занят немцами, а школы Столина переполнены эвакуированными. Занятия проводились с перебоями.

После февральской революции в городском училище и школе появились первые ростки самоуправления. Правда, деятельность его ограничивалась в основном хозяйственными вопросами.

Но вот наступил 1921 год и по условиям Рижского мирного договора город Столин получает административное значение повета буржуазной помещичьей Польши. Вскоре польской властью принимается Закон об обязательном обучении детей с 7 до 14 лет.

Обучение велось на польском языке. Сама школа размещалась в трех деревянных помещениях и была семилетней образовательной. Находилась она на месте нынешней площади 17 Сентября. Школьные принадлежности – ручки, тетради, карандаши – купить могли не все, и если удавалось их приобрести, школьники очень берегли их.

Школьная программа предполагала изучение польского языка, истории Польши, географии, физкультуры, биологии, пения и проведения уроков труда. Ни физика, ни алгебра, ни иностранные языки в школе не изучались. После окончания 6-7 классов дети имущих поступали в гимназии, ремесленные училища города Лунинца, города Бреста, где в гимназиях, например, изучались латынь и иностранные языки. Если же по какой – либо причине ученик не посещал школу, родители платили за это большие штрафы.

В школе дети жили не только уроками, но участвовали и в общественной работе, занимались в различных кружках. Например, девочки увлекались рукоделием, в школе был прекрасный хор, драматический кружок, на каникулах ребята ходили в походы по родному краю. При школе был неплохой пришкольно – опытный участок. Заведующим польской школы был Ревай Томаш, грамотный образованный человек.

Кроме семилетней общеобразовательной польской школы в городе Столине функционировала и еврейская школа «Тарбут».

17 сентября1939 года сбылась мечта белорусов: произошло воссоединение Западной и Восточной Белоруссии. В городе Столине открываются две школы: белорусская и русская. Организовать работу в обеих школах было очень трудно, потому что не хватало учителей, знающих белорусский и русский языки, ощущался большой недостаток учебников. В начале обучение в школах было шестилетним, а с 1941 года – семилетним.

Школа с русским языком обучения до января 1940 года размещалась в деревянном двухэтажном здании на улице Костюшко (ныне улица Советская), на месте которого в настоящие время находится УПК. Но случился пожар, и школа сгорела.

Сгорела и школа с белорусским языком обучения, которая располагалась в старом деревянном здании на площади 17 Сентября. После пожара учащимся отвели здание княжеского двора в «Маньковичском парке».

Это было великолепное здание с красивыми лепными украшениями на стенах и потолках, богатыми дубовыми дверями, огромными окнами. На стенах в вестибюле почти до потолка висели охотничьи трофеи: головы лосей, оленьи рога, головы диких свиней. И под каждым из этих трофеев висела табличка с надписью, где и кем это добыто. Учащиеся школы бережно относились ко всему, что их окружало.

Занимались в этом здании до конца 1940 года, после чего в княжеском дворце открылся сельскохозяйственный техникум, а школу перевели в здание бывшего сада №3 по улице Пушкина, где занимались 4-7 классы.

Директором первой русской школы в городе был Ободовский Николай Адамович, а директором белорусской школы – Колосовский Антон Антонович.

Кадры в школах в большинстве своем приехали их Восточной Белоруссии.

Это были самоотверженные, увлеченные любимым делом люди. Так в школе с русским языком обучения работали:

Белугин Яков Демидович – учитель белорусского языка и литературы.
Самуйлик Митрофан Ипполитович – заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Пименова Тарас Куприянович – учитель истории.
Розен Семен Максимович – учитель физики.
Томашевский Валерий Александрович – учитель русского языка.
Сянос Ванда Марьянова – учительница музыки и пения.

1944  1946 годы

В годы Великой Отечественной войны довоенные школы, русская и белорусская, действующие в городе, были сожжены, а многие учителя, работающие в них, ушли партизаны.

После освобождения Столина школа разместилась в уцелевшем деревянном здании бывшей еврейской школы. Постепенно стали возвращаться, кто с фронта, кто из партизанского отряда, и учителя. Так в город Столин приехали работать Попов Николай Михайлович (впоследствии – заведующий РОНО), директор послевоенной школы Татаренко Григорий Борисович, преподаватель военного дела Барабошин Михаил Александрович.

С большим трудом 1 сентября 1945 года удалось открыть школу, которая разместилась в небольшом деревянном здании (ныне Почтамп). В школе катастрофически не хватало учителей, учебников(2 учебника на класс) а тем, кто работал - и опыта. Не было и тетрадей, писали кто на чем: на страницах старых польских книг, на газетных листках, на кусках обойной бумаги. Сразу же после уроков ученики выполняли домашние задания тут же, в школе, так как учебников у каждого не было.

Так же плохо было и со школьной мебелью. На первых порах вместо парт сколачивали столы, классные доски были не крашенные, писали мелом, предназначенным для побелки стен в домах. Учителя вместе с учениками заготавливали дрова для отопления школы.

Очень трудно было и с одеждой. По внешнему виду учителя почти не отличались от учеников. Мужчины в основном ходили в военной форме.

Но у всех было огромное желание учиться. По всем основным предметам, начиная с 4 класса сдавали экзамены.

Следующими директорами в школе были:

Роголь Иван Иванович
Зайцев Андрей Васильевич
Молочко Михаил Лаврентьевич

БОРЬБА ЗА СЕМИЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 1950-1960 ГОДЫ

На 19 съезде Компартии Белоруссии было принято решение о введении в республике всеобщего обязательного семилетнего образования. В 1949-1950 учебном году по Столинскому району ставили задачу выполнить всеобуч только в городе. Но в городе, как и в селе, этому препятствовали различные причины:

  1. Низкая успеваемость учащихся, порождающая второгодничество;
  2. Слабая материальная база школы;
  3. Неправильное, отрицательное отношение к школе части родителей.

Но увлеченные, неравнодушные к своему делу учителя делали все возможное, чтобы в школе было интересно учиться, привлекали в школу учеников различными мероприятиями, индивидуальными беседами.

Большим авторитетом в школе пользовались учительница русского языка и литературы Бужан Х.Б., учительница белорусского языка и литературы Доминикан Н.А., Блинова Т.И.

Учителя школы, классные руководители проводили большую и интересную воспитательную работу с детьми: ходили в походы, организовывали культпоходы в кино, экскурсии.

Учащиеся с удовольствием работали на пришкольно-опытном участке.

В 50 –х годах в школах началось создание ученических производственных бригад. Такая бригада весной 1958 года была создана и в школе, она работала на полях подшефного колхоза имени Ленина (деревня Бережное).

Инициатором такого сотрудничества с колхозом был директор школы Голубков Сергей Александрович.

Ребята пропалывали картофель, выращивали свеклу.

1961  1987 годы

Новое здание школы было построено в 1961 году и рассчитано на 550 посадочных мест. Восьмилетняя и средняя школы слились в одну. Директором школы был назначен Михаил Федорович Романовский.

Учителя пользовались заслуженным авторитетом как среди жителей города, так и среди педагогов коллектив. Многие из них за свой добросовестный труд были отмечены наградами. Васюшко Вера Федоровна, учительница русского языка и литературы – Заслуженная учительница БССР; Сиомко Виктор Антонович – отличник народного образования БССР; Васильев Эдуард Куприянович, учитель физвоспитания – отличник народного образования БССР, старший учитель; Доминикан Надежда Адамовна, учитель белорусского языка и литературы – старший учитель.

Заместитель директора по учебно – воспитательной работе был Харитонюк Андрей Васильевич.

В 60-е годы начинается переход школы на кабинетную систему. В школе созданы лучшие кабинеты в районе, на базе которых проводились районные семинары учителей – предметников. Это кабинеты физики (зав. Сиомко В.А.), химии (зав. Сиомко З.В.), биологии (зав. Драчун Л.В), русского языка и литературы (зав. Лосацкая Л.К), оборудована Ленинская комната.

Начиная с 1961/62 учебного года, количественный состав школы то увеличивался, то уменьшался.

За весь период функционирования новой школы (1991 – 2009) и из стен ее вышло много замечательных выпускников. Золотой и серебряной медалью были награждены 8 2 учащихся.

Начиная с 1974/75 учебного года коллектив учащихся и учителей уменьшился в связи с вводом новой школы. А в 199_ году введена в старой СШ №3. И опять коллектив учителей и учащихся разделился.

1986 – 1996 годы

С 1986 года сменилось руководство школы. Директором назначен Буката Федор Иванович, заместитель директора по учебно – воспитательной работе Стовба Зинаида Григорьевна, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы Кудласевич Елизавета Дмитриевна. Помолодел и педагогический коллектив школы, пополнился её же выпускниками. В школе работает 13 выпускников:

Полюхович А.В – учитель биологии;
Ляшук И.В. – учитель начальных классов;
Альциванович Е.Е. - нач. классы;
Ермаченко Т.Г. - нач. классы;
Плотницкая В.Н. – нач. классы;
Савич Л.П. – воспитатель гпд;
Стаховец В.П. – воспитатель гпд;
Прилуцкая С.А. – учитель русского языка литературы;
Прилуцкий А.И. – учитель математики и информатики;
Овсяник Г.Н. – учитель русского языка и литературы;
Стасевич Л. П. – учитель биологии;
Ширина Т.А - педагог-организатор;
Козубовская Л.А. – учитель начальных классов.

По итогам аттестации в 1987 году многим членам коллектива присвоено звание «Учитель – методист», «Старший Учитель». Среди них:

Лосацкая Л.К. – учитель ресского языка и литературы (учитель - методист),
Стовба З.Г. – учитель русского языка и литературы (учитель – методист),
Мельник Н.В. – учитель начальных классов (учитель – методист),
Плотницкая В.Н. – учитель начальных классов (учитель – методист),
Альциванович Е.Е. – учитель начальных классов (старший учитель),
Шикунец Г.М. – учитель математики (старший учитель),
Лешкевич Л.А. – учитель английского языка (старший учитель),
Васильев Э.К. – учитель физвоспитания (учитель – методист).

Всего в 1996/97 учебном году работало 48 учителей.

В 1990/91 учебном году школа первой в районе начала внедрять дифференцированное обучение. На базе школы был организован педагогический класс. На конкурсной основе в 11 класс зачислено было 26 учащихся с разных школ района. Это была первая проба, увенчавшаяся блистательным успехом. 26 выпускников стали студентами пединститутов.

Начиная с 1991/92 учебного года, в числе первых, в школе вводится профильное обучение. Вначале это профильные группы, а затем профильные классы (гуманитарные, физико-математические).

Организованы со 2 –го и 5 – го классов классы выравнивания и коррекции. Это дало возможность уделить больше внимания одаренным учащимся.

На районных олимпиадах учащиеся школы занимают первые места по математике, английскому, русскому, белорусскому языкам, географии. В 1991/92 учебном году Яворович Николай стал участником республиканской олимпиады по географии, заняв 3 –е место. Результат – зачислен без экзаменов на географический факультет БГУ. А в 1996/97 году Цивунчик Алексей (9 –й класс) также стал участником республиканской олимпиады по географии (учитель Комик В.И.).

С 1995/96 года проводится реконструкция здания школы. Достроены 5 учебных комнат для учащихся начальных классов. Начато строительство нового спортивного зала, отдельных кабинетов. Оборудован кабинет информатики (зав. Прилуцкий А. И.). Работает 12 компьютеров.

Были установлены дружеские отношения с Дубровицкой средней школой Украины. Часто обменивались накопленным опытом работы, встречались на «Голубых огоньках». Однако когда начались распри между республиками, эти связи прервались. А жаль!

Тесный контакт, деловые, профессиональные отношения связывают школу с СШ№2, СШ№3 города Столина. Творческие встречи, педагогические КВН, обмен опытом работы помогает совершенствовать учебно – воспитательный процесс всем трем школам.

1997 – 2009 годы

Тесный контакт, деловые, профессиональные отношения связывают школу с СШ№2, СШ№3 города Столина. Творческие встречи, педагогические КВН, обмен опытом работы помогает совершенствовать учебно – воспитательный процесс всем трем школам.

С приходом на работу в школу Шикунец Т.А.(вожатая), впоследствии Стаховец В.П., учителя музыки Пашкевич Н.М., Хоровец Г.А. школа занимает первые места на конкурсах художественной самодеятельности, организован клуб веселых и находчивых среди учащихся и учителей. Выступления учительского клуба принесло школе в качестве приза кабинет информатики. В культурно-массовую работу вовлекались родители учащихся. Это спортивные мероприятия «Мама, папа, я – спортивная семья », смотр строя и песни, спортландии между классами (учитель физкультуры Каллаур В.А.) организована группа з

 

доровья (Васильев Э.К) для учителей. Учителя школы активно участвовали в спортивных соревнованиях по футболу, баскетболу, волейболу, конкурсах по шахматам, шашкам, теннису.

Школа учила всех, даже тех, кто не старался в учении. Надо было довести всех не только до получения аттестата, но чтобы выставленные оценки служили надежной гарантией их качества. Наши оценки в аттестате всегда подтверждались, в какие бы учебные заведения не поступали наши учащиеся.

Решением Столинского РИК от 30.04.1999 года №314 СШ№1 города Столина реорганизована в гимназию.

Состав педагогических кадров остался прежним. По состоянию на 1 сентября 1999 года коллектив был обновлен на 80 процентов.

В 2000 году назначен новый директор Стовба Зинаида Григорьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Буховецкая Татьяна Иосифовна, заместитель директора по воспитательной работе Жук Татьяна Яковлевна, введена новая должность заместителя директора по научно-методической работе Шикунец Наталья Егоровна.

Средний возраст коллектива от 20 до 35 лет. Он опять пополнился её же выпускниками.

Это Жук Лариса Павловна - учитель русского языка и литературы, Пашкевич Жанна Ярославовна - учитель английского языка, Полховский Василий Михайлович – учитель информатики, Кривопуст Елена Сергеевна – социальный педагог, Леоновец Людмила Михайловна - учитель английского языка, Бондарчук Галина Николаевна – учитель русского языка, Галуха Елена Николаевна – учитель русского языка.

Решено было повременить и с выводом негимназических классов. Так как ни СШ№2, ни СШ№3 не были готовы принять такое количество учащихся.

К открытию гимназии был достроен спортивный зал, старый спортивный зал переоборудован в актовый зал, расширена площадь столовой, перенесены мастерские, библиотека, учительская, кабинет химии.

Как и раньше, мы были первыми или в числе первых, кто осваивал все новое, что появлялось в педагогике и психологии. Работа с шестиклассниками, организация профильных групп и классов, внедрение технологий «Первый шаг», «Шаг за шагом», методики Шаталова, Волкова, обучение по методике Эльконина-Давыдова, уроки-зачеты, панорамы методических идей, опережающее обучение и многое другое. Методом проб и ошибок находили приемлемые варианты для нашего коллектива. 

На базе гимназии проводились районные, областные семинары. С честью мы выдержали проверку областного управления. Формы методической работы в гимназии многообразны: внутригимназические мет. объед., психологические тренинги, школы передового опыта, творческие группы, пед. чтения, научно-исследовательская работа, конференции, взаимопосещение уроков, внеклассные мероприятия с последующим анализом и т. д.

В 2004 году новым директором был назначен Козуля Михаил Демьянович.

Как и раньше гимназия продолжает работать, используя лучшие традиции своих предшественников. Учителя используют различные педтехнологии. Шинкаревич Валентина Александровна использует технологию опережающего обучения, Потапчук Янина Ивановна – дифференцированное обучение, Жук Лариса Павловна – технология развивающего обучения, Вабищевич Светлана Владимировна – проблемное обучение, Савошинская Вера Петровна – технологию критического мышления.

Учителя иностранного языка – проектное обучение (Тарасюк Галина Николаевна, Леоновец Людмила Михайловна), Найдин Наталья Степановна работает в инновационном режиме.

Основными формами работы МО учителей были семинары-практикумы, педагогические диалоги, круглые столы, научно-практическая конференция, методические дни по предметам, в ходе которых были проведены открытые уроки с использованием новых педагогических технологий.

 

В марте 2006 года Департаментом контроля качества образования Министерства образования была проведена аккредитация гимназии на соответствие учреждения образования заявленному типу.

 

По итогам 2005/2006 учебного года резко вырос процент поступления выпускников в вузы – 87,5 % в сравнении с 45% в 2004/2005 учебном году. Этот результат был достигнут вследствие вывода из гимназии базовых классов. Гимназисты показали высокий уровень подготовки. Все последующие годы поступление в вузы составляло от 79,4 до 97 процентов.

 

 

График поступления учащихся в высшие учебные заведения

С 2007 по 2010 гг. гимназия участвовала в пяти проектах программы развития ООН. На выигранные пять грантов было приобретено оборудование для тренажёрного зала, 110 единиц одноместной регулируемой по высоте ученической мебели, восстановили разрушенную в 90-е годы теплицу, возвели спортивный гимнастический городок.

В 2008 году в рамках подготовки к республиканскому празднику тружеников  села «Дажынкi» был заложен новый яблоневый сад. В том же году за счёт средств бюджета  была проведена тепловая реабилитация здания и заменена кровля.

 

В 2014 году гимназия вошла «Топ – 100» учреждений образования Республики Беларусь, показавших наиболее высокие результаты по итогам централизованного тестирования.

По результатам  централизованного тестирования гимназия в 2018 году заняла шестое место в области. Также результативным был 2019 год: общее третье место в области, третье место в республике по английскому языку, шестое место в республике по физике.

В период с 2016 по 2020 года пять учащихся гимназии получили 100 балов по итогам централизованного тестирования.

Результаты централизованного тестирования 

2019/2020 учебный год


Бут-Гусаим Илья,
100 баллов по учебному предмету "Биология"

 

2018/2019 учебный год

Шепко Максим,
100 баллов по учебному предмету "Математика"

2017/2018 учебный год


Баранов Захар,
100 баллов по учебному предмету "Математика"

2014/2015 учебный год

Гуцко Елизавета,
100 баллов по учебному предмету "Русский язык"

Некрашевич Наталья,
100 баллов по учебному предмету "Математика"

В рамках образовательного  процесса значимыми достижениями стали дипломы, полученные учащимися гимназии на заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам: в 2006/2007 учебном году: Ядловский Николай стал обладателем диплом III степени по математике (учитель Буховецкая Т.И.); в 2010/2011 учебном году Киричук Наталия стала обладателем диплом II степени по английскому языку (учитель Найдин Н.С.); в 2011/2012 учебном году Киричук Наталия стала обладателем диплом III степени по английскому языку (учитель Найдин Н.С.).

В 2012 г учащаяся гимназии Киричук Наталия  была удостоена степендии специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, а учитель английского языка Найдин Н.С. стала лауреатом премии Брестского областного исполнительного комитета за подготовку победителя заключительного этапа республиканской олимпиады  по учебным предметам.

В 2020/2021 учебном году значимыми событиями для гимназии явились:

  • во-первых, учащийся 10 класса Рахманько Дмитрий принял участие во второй

образовательной смене Национального детского технопарка, который открыли 1 января 2021 г. В состав смены на конкурсной основе отбираются 30 учащихся из всех регионов Республики Беларусь, Брестскую область представляли только два участника;

  • во-вторых, первое место в областной олимпиаде по математике среди учащихся 7-х классов заняла учащаяся 7 «Б» класса  Андрейковец Яны;
  • в-третьих, участие двух учащихся гимназии в четвертом, заключительном, этапе республиканской олимпиады по учебным предметам: Пашкевич Мария - по белорусскому языку (учитель Пашкевич Г.Ф.) и Ковалёва Александра - по русскому языку (учитель Жук Т.Я.)

По итогам 2008-2014 гг. гимназия является победителем районного конкурса «Школа года». С 2015 по 2018 год занимала первое место в районе по выполнению критериев и показателей деятельности учреждений общего среднего образования района.

По итогам работы в 2010 , 2015,2017 и 2020 годах гимназия заносилась на районную Доску почёта как лучшее учреждение образования района.

Многие выпускники гимназии  в дальнейшем стали её педагогическими работниками: Пашкевич Жанна Ярославовна, Жук Лариса Павловна, Бондарчук Галина Николаевна, Галуха Елена Николаевна, Заенчковская Лилия Адамовна, Леоновец Людмила Михайловна, Ляшук Инна Васильевна, Мижеревич Инна Леонидовна, Полховский Василий Михайлович, Пучинская Елена Евгеньевна, Каллаур Владимир Антонович, Протосовицкая Анна Григорьевна, Добринец Вера Петровна.